- Глава I. ДИСТРОФИИ
- Тема 1. Общее учение о дистрофиях
- Тема 2. Зернистая дистрофия
- Тема 3. Дезорганизация соединительной ткани
- Тема 4. Гиалиноз
- Тема 5. Амилоидоз
- Тема 6. Жировая дистрофия
- Тема 7. Патологические пигментации
- Тема 8. Желтухи
- Тема 9. Гемосидероз
- Тема 10. Антракоз
- Тема 11. Гемомеланоз
- Тема 12. Минеральные дистрофии
- Глава II. НЕКРОЗ
- Тема 13. Общее учение о некрозе
- Тема 14. Некроз под действием механических факторов
- Тема 15. Некроз под действием термических факторов
- Тема 16. Некроз под действием электротермических факторов
- Тема 17. Некроз под действием химических факторов
- Тема 18. Некроз под действием лучевых факторов
- Тема 19. Некроз под действием гипоксии. Инфаркты
- Тема 20. Некроз под действием токсических факторов
- Тема 21. Некроз в результате вирусного поражения
- Тема 22. Некроз под действием иммунных факторов
- Глава III. РАССТРОЙСТВА КРОВО- И ЛИМФООБРАЩЕНИЯ
- Тема 23. Венозное полнокровие
- Тема 24. Тромбоз
- Тема 25. Эмболии
- Тема 26. Кровотечения, кровоизлияния
- Тема 27. Отеки
- Глава IV. КОМПЕНСАТОРНО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
- Тема 28. Атрофия
- Тема 29. Гипертрофия, гиперплазия
- Глава V. ВОСПАЛЕНИЕ И ИММУНИТЕТ
- Тема 30. Общее учение о воспалении
- Тема 31. Экссудативное воспаление
- Тема 32. Продуктивное воспаление
- Тема 33. Лимфоцитарные иммунные реакции
- Тема 34. Иммунодефицитные состояния
- Тема 35. Сепсис
- Глава VI. НОВООБРАЗОВАНИЯ
- Тема 36. Общее учение об опухолях
- Тема 37. Доброкачественные опухоли
- Тема 38. Злокачественные опухоли
- Глава VII. НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ
- Тема 39. Кисты
Настоящее издание предназначено для изучающих патологическую анатомию в медицинских ВУЗах. Ни в коей мере не подменяя учебника, оно, вместе с тем, преследует цель помочь не утонуть еще плохо умеющему плавать обучающемуся в том море информации, в котором он оказывается, начиная постигать премудрости нашей дисциплины. Многолетний опыт приема зачетов, экзаменов и проведения других контрольных мероприятий показывает, что у многих обучающихся усвоенные ими знания по какому-то конкретному вопросу нередко представляют некую эклектическую смесь, в которой зачастую второстепенная по значимости информация выступает на первый план, в то время как наиболее важные моменты оказываются упущенными. Отсутствие структурности и внутренней логики в усвоенной информации ведет к тому, что обучающийся в лучшем случае может более или менее цельно ее воспроизвести, но не владеет ей в той степени, которая необходима врачу дня глубокого понимания сущности происходящих в организме больного патологических процессов и изменений при тех или иных заболеваниях.
Цель данного издания — не только донести до читателя структурированную информацию по наиболее важным вопросам изучаемого предмета, помочь ему выделить в ней для себя главные моменты, а также познакомить с некоторыми новыми взглядами на отдельные патологические процессы. Еще одной целью, которая полностью согласуется с основной задачей высшей школы научить самостоятельно добывать знания — является алгоритмизация мышления при усвоении нового материала, что необходимо не только при изучении других предметов, но и для адекватного усвоения нового в процессе постдипломного самообразования, которым настоящий врач должен заниматься в течение всей своей практической деятельности.
Кроме того в каждой теме, рассматриваемой в настоящем издании, выделена рубрика “Клиническое значение”, которая должна помочь обучающемуся провести клинико-морфологические сопоставления, продемонстрировать ему не только фундаментальное, но и прикладное значение патологической анатомии и способствовать мотивации к изучению предмета.
Описаны наиболее важные вопросы общей патологической анатомии, которые, конечно же, отражают только одну сторону проблемы. Чтобы охватить в своем сознании патологию всесторонне, необходимо прочитанное самостоятельно сопоставить с информацией, полученной вами в процессе изучения патологической физиологии и патологической биохимии. Глубокое понимание всех аспектов общепатологических проблем позволит вам правильно оценивать симптоматику у больного. Когда же в последующем к имеющимся знаниям вы добавите информацию, полученную при изучении курса клинической фармакологии, — тогда вы станете настоящим врачом.
Постарайтесь время от времени восстанавливать в памяти прочитанное. Опыт показывает, что в последующем не только студенту старших курсов, но и врачу часто приходится освежать свои знания по фундаментальным теоретическим вопросам. Обычно в этих случаях на чтение толстого учебника не хватает времени, и автор надеется, что и в этом случае данное издание сослужит вам хорошую службу.
Успехов на экзаменах и в жизни!