Следующий метод фотоплетизмографической диагностики: мониторинговая фотоплетизмография (М-ФПГ). В отличие от предыдущего метода, дающего возможность выполнения косвенных оценок действия того или иного лечебного фактора путем сопоставления со стандартами ВВТ, М-ФПГ предоставляет данные непосредственно при воздействии на организм лечебного фактора за счет записи фотоплетизмограммы в режиме реального времени. Единственным условием получения объективных данных является позиция больного, а также пальца, на котором фиксирован датчик в одной позиции. Перемена положения больного в процессе записи фотоплетизмограммы может способствовать изменению значения амплитудного параметра, исказив, таким образом, значение РИП.
Типология адаптационных реакций в ответ на действие стрессовых факторов включает следующие модели:
- базовый тип реагирования — характеризуется нормативным соотношением периодов активации и торможения;
соответствует функциональной состоятельности всех звеньев цепи адаптации;
- реакция переактивации
- характеризуется преимущественной симпатической деятельностью структур организма под водительством центральных отделов ВНС;
- является патологическим состоянием и, как правило, обусловлена негармоничной деятельностью ВНС за счет превалирования деятельности эрготропной зоны;
- реакция устойчивого торможения
- реализуется превалированием тормозных процессов в ответ на действие стрессового фактора;
- патологическое состояние, определяющееся энергодефицитным состоянием клеточных структур или гипофункциональным состоянием исполнительных органов и систем, участвующих в поддержании гомеостаза [Малиновский Е. Л., 2010].
Рассматривая в качестве перспективных для исследований адаптивного статуса пациентов, посещающих врача-остеопата, следует указать на приоритет ВВТ при исполнении большинства лечебных техник по варианту проведения исследований в начале и после сеанса (курса) лечения. Методика М-ФПГ может использоваться в процессе краниальной и висцеральной работы, особенно в случаях, когда лечение ориентировано на модулирование акцентов деятельности вегетативной нервной системы [Малиновский Е. Л., Новосельцев С. В., Ивашкевич Л. А., 2011].
Следует заметить, что при наличии наибольшей эффективности предлагаемых фотоплетизмографических методов их диагностическая информация определяется моментом реального времени, по принципу «здесь и сейчас». Этого бывает вполне достаточно для определения тенденций в дозировании лечебного воздействия.
Однако в некоторых случаях требуется ретроспективное исследование адаптационных состояний. К таковым относится исследование, направленное на выявление синдрома хронической усталости. Заметим, что синдром хронической усталости является патологическим состоянием, обусловленным адаптационными нарушениями на базе развития невроза регулирующих структур центральных отделов вегетативной нервной системы. Заметим также, что, ввиду выраженного воздействия на ВНС факторов остеопатического лечения, эффективное устранение синдрома хронической усталости остеопатическими методами может быть весьма успешным.
Итак, ретроспективное исследование системы адаптации с наибольшей успешностью может быть выполнено с помощью метода потожировых ладонных отпечатков. Методика потожировых ладонных отпечатков (ПЖЛО) является разновидностью рефлексодиагностики.
В основе метода потожировых ладонных отпечатков лежит феномен дифференцированной интенсивности потожирового отпечатка ладони в проекции отдельных топографических зон ладонной поверхности ладоней и пальцев, имеющих рефлекторные связи с различными органами и частями тела. Феномен был впервые открыт Е. Л. Малиновским и Т. И. Кравченко (2005). Собственные исследования возможностей разработанной методики ПЖЛО позволили определить, что получаемая информация о состоянии органов и систем носит не нозологический, а топофункциональный характер, определяемый по дифференцированной интенсивности кожного отпечатка: при его большей интенсивности выявлена гиперфункциональная активность органа, сопряженного с изучаемой топографической зоной; при дефицитном же отпечатке, соответственно, — снижение его функциональной активности [Малиновский Е. Л., Елисеев Н. П., 2006; 2007; Малиновский Е. Л., Картелишев А. В., 2007; Малиновский Е. Л., 2008; 2010].
В части общей характеристики методики отметим доступность в ее реализации (в список необходимого инструментария входит зеркальное стекло и настольная лампа), а сравнительно небольшая продолжительность анализа полученных отпечатков (в пределах 3—5 мин) выдвигает ее на уровень скрининговой. Основными аксессуарами, необходимыми для выполнения ПЖЛО-диагностики, являются зеркальное стекло и настольная лампа. В авторском варианте методики используются зеркальные стекла размером 23*37 см. В целях безопасности пациента (и самого исследователя) углы и кромки зеркала закруглены. На этапе получения данных исследуемому предлагается плотно прижать обе ладони к зеркальной поверхности (рис. 7), а затем на свободном от отпечатков пространстве сделать оттиски ладонной поверхности дистальных фаланг больших пальцев (рис. 8).
К особым условиям выполнения исследования относится требование в ближайшие 30—50 мин перед нанесением оттисков не мыть руки горячей водой с мылом (в большей степени касающееся людей с сухой кожей) и не наносить на ладонную поверхность рук мази и кремы, как увлажняющего, так и питательного типа. Такого рода требования имеют вполне определенные основания — объектом изучения ПЖЛО является спонтанная экскреция потовых и сальных желез. Мытье рук удаляет (на некоторое время) кожный жир, значительно обедняя кожный рисунок, а использование кремов и мазей искажает получаемую информацию, маскируя зоны дефицитной экскреции сальных желез. Аналогично действию кремов и последствия нанесения краски, применяемой для дерматоглифических исследований в классическом варианте. Это же касается и дактилоскопических исследований, проводимых в криминалистике. Возможно, именно поэтому рассматриваемые диагностические феномены ладонных отпечатков оставались неизвестными.