Принципы холизма в остеопатии


Эти состояния и являются следствием чрезмерного действия на организм различных стрессовых факторов, включая и неконтролируемые ятрогенные воздействия. Заметим также, что количественные параметры макроэнергетики повторяют эту цикличность, так как химические и физические (биоэнергетические) процессы в организме, как было указано ранее, обладают параллелизмом. Исходя из вышеописанных механизмов уже очевидно, что эффективная реализация одного из наиглавнейших постулатов медицины — «не навреди!» возможна только с соблюдением рассмотренных принципов адаптационной деятельности организма.

Вполне очевидным практическим советом для врачей-остеопатов может быть рекомендация не идти на поводу у пациентов, требующих увеличения интенсивности (или продолжительности) лечебного воздействия. В основе таких требований со стороны пациентов лежит популярное представление о прямой связи «количества» здоровья и «количества» проведенных лечебных манипуляций, направленных на его восстановление. К сожалению, немалая часть врачей разделяют подобные примитивистские представления своих пациентов.

Правильное понимание описанных механизмов материального и энергетического взаимодействия организма с лечебными факторами, а также наличие эффективных инструментов диагностического контроля и должны стать главными средствами в исключении элемента случайности для достижения позитивных результатов лечения.

Теоретические аспекты рассмотренных механизмов адаптационной деятельности организма не могут считаться полными без изучения инструментов для осуществления практической деятельности врача. Необходимость использования инструментов (методов) для определения состояния адаптации продиктована тем, что возможность определить заранее, раз и навсегда, «готовый рецепт» по дозированию лечебного фактора, адекватно воздействующего на каждый отдельный организм, не может существовать в принципе.

Такое утверждение зиждется на том, что каждый организм имеет собственный набор адаптационных параметров, включающий как конституционные (врожденные), так и подвижные, динамические составляющие адаптации, зависящие от условий, в которых развивался и продолжает функционировать каждый отдельный организм при перманентном воздействии на него различных стрессовых факторов. На сумму оригинальных для каждого отдельного индивида параметров генотипического и фенотипического плана и накладываются факторы внешнего влияния, к числу которых относятся различные терапевтические воздействия.

Календарно в числе первых методов определения типологии адаптационных состояний можно считать способ, предложенный Г. Селье. Его методика основывается на определении фазных реакций адаптации по значению долевого количества лимфоцитов в формуле «белой крови», получаемой при заборе крови из пальца для выполнения общего анализа крови. Интерпретация адаптационных состояний по значениям лимфоцитов обосновывается обратно пропорциональной связью между активной деятельностью надпочечников и состоянием лимфоидной ткани, к числу которой относятся и лимфоцит-продуцирующие органы. А как известно, надпочечники являются эндокринным органом периферического подчинения (гипоталамо-гипофизарному комплексу), принимающим непосредственное участие в адаптационных реакциях.

В отечественной медицинской науке идея использования для определения адаптационных состояний количества лимфоцитов была развита Л. X. Гаркави и соавт. [Гаркави Л. X., Квакина Е. Б., Уколова М. А., 1990; Гаркави Л. X., 1998]. Тестовая система, разработанная Л. X. Гаркави, ориентирована на определение фазных процессов адаптации, выдвинутых Г. Селье.

Недостатком данной тестовой системы является игнорирование других показателей лейкоцитарной формулы, так как известно, что и остальные форменные элементы способны отражать те или иные формы адаптивной деятельности организма. Например, уровень моноцитов показывает состояние печени и наличие (отсутствие) интоксикации в целостном организме, а уровень эозинофилов отражает особенности тканевой оксигенации [Лободин В. Т., 1999].

Более существенным недостатком данной тестовой системы является ее относительно невысокая диагностическая эффективность в прогнозировании направления и силы адаптационной реакции организма в ответ на действие лечебных факторов. Собственные исследования выявили величину этого показателя в пределах 58,3% [Малиновский Е. Л., Картелишев А. В., 2010].

Среди более эффективных диагностических методик следует отметить методы определения адаптационных состояний организма с использованием фотоплетизмографической диагностики. Фотоплетизмографические исследования производятся на платформе аппаратно-программного комплекса (АПК) «Диалаз» (НПО «Космического приборостроения», Москва).

Фотоплетизмография — фоторегистрационный метод диагностики особенностей периферической гемодинамики. Технологически исследование выполняется посредством облучения биотканей концевой фаланги пальца кисти инфракрасным излучением с последующей регистрацией рассеянного биологическими тканями света фотоприемным датчиком. Модуляция света обеспечивается динамическим притоком крови, отражающим ее фазное движение при каждом сердечном цикле. Получаемые графические данные с фотоплетизмографического датчика, регистрирующего периферическую (с концевой фаланги пальца руки) гемодинамику, голографически повторяют движение крови в центральном аппарате кровообращения: на уровне сердца (рис. I).

Рис. 1. Фрагмент фотоплетизмографического исследования при фиксации датчика на концевой фаланге пальца руки. Запись произведена на аппаратно-программном комплексе «Диалаз»

Рис. 1. Фрагмент фотоплетизмографического исследования при фиксации датчика на концевой фаланге пальца руки. Запись произведена на аппаратно-программном комплексе «Диалаз»

Фотоплетизмографические методы позволяют определить влияние деятельности на сердечно-сосудистую систему центральных отделов вегетативной нервной системы (ВНС) и ее исполнительных органов.

Вспомним, что сердечно-сосудистая система является важнейшей в организме, как интегрирующая, определяющая характер деятельности всех структур организма. По характеру деятельности сердечно-сосудистой системы можно косвенным образом судить о деятельности и остальных органов и систем организма.

Современный уровень диагностической техники позволяет определять влияние ВНС на сердечную деятельность и систему гемодинамики в целом. В отличие от большинства аналогичных диагностических систем, в основе работы которых лежит учет только лишь ритмики сердечной деятельности, в программной части комплекса «Диалаз» производится расчет не только ритмики сердечной деятельности, т. е. хронотропной активности сердца, но также и его инотропной активности, отражаемой в значениях амплитуды пульсовой волны. Учет динамики изменений хронотропной и инотропной активности сердца дает наиболее полную картину динамической сердечной деятельности как в состоянии относительного покоя биосистемы, так и в момент воздействия на организм различных стрессорных факторов.

Сумма изменений значений амплитуды и длительности пульсовых волн, отражающих соответственно ино- и хронотропную деятельность сердца, учитывается в значениях интегрального показателя, получившего название «ритмоинотропный показатель» (РИП). Цифровые технологии, на которых базируется работа АПК «Диалаз», позволяют определять значение РИП при записи каждой пульсовой волны, а также суммировать данный показатель в среднее значение (ср-РИП). При этом положительное значение РИП как мгновенного (при регистрации одной пульсовой волны), так и суммарного (ср-РИП) типа расценивается как эрготропное влияние ВНС, а отрицательное значение — как трофотропное влияние.