Принципы холизма в остеопатии


В отличие от элементаристских подходов понятия «норма» в холистической концепции не существует. В противоположность ему пропагандируется идея индивидуального подхода, ориентированного не только на «правильную» работу органа как отдельного объекта, но и его функционирование в масштабе деятельности целостного организма.

В определении же болезни с позиций холизма наиболее приемлемой может считаться идея, высказанная С. М. Павленко (1964): «Болезнь — не приспособление, а следствие полома адаптационно-приспособительных аппаратов организма в результате воздействия патогенного раздражителя… обязательно снижающее его адаптивно-приспособительные свойства». Также была выдвинута идея о «нелокальности» болезненного состояния, отвергающая представление о болезнях отдельных тканей, органов, клеток. С этих, позиций не существует болезней молекул или каких-либо отдельных элементов и подуровней организма. Болеет всегда организм как целое. Подтверждение этому мы можем найти в трудах Н. М. Амосова, рассматривающего болезнь как «нарушение в организме обратных связей, состояние неустойчивого режима или дефекты собственных программ» [Зайчик А. Ш., Чурилов Л. П., 1999].

При проведении лечения по холистическому принципу лечащий врач добивается не только правильного функционирования отдельного (страдающего) органа, но и его возвращение в систему функционирования в пределах иерархической структуры целостного организма. Следующей важной позицией холистической медицины является учение о «жизненной энергии». Идеи биоэнергетики не чужды и элементарной части медицины, однако они ограничиваются лишь представлениями о клеточной биоэнергии, базирующимися на химических превращениях глюкозы и аденозинтрифосфата (АТФ).

Теоретический базис холистической медицины включает понятие «жизненной силы» — биоэнергии, рассматриваемой не только на клеточном плане, но также и на уровне макроорганизма. Тема биоэнергии и биоэнергетики в холистической части медицины не является только лишь объектом теоретических изысков, а служит важным инструментом для определения стратегии и тактики лечения пациентов.

Наиболее известным примером энергетических подходов не только на уровне отдельных клеток и их сообществ, а также и на уровне целостного организма является рефлексотерапия. Важнейшим объектом при изучении восточной медицины является жизненная энергия — «чи» («ци»), имеющая качественно различную типологию, выражаемую в категориях «металла», «дерева», «воды», «огня» и «земли». Эти категории не обладают изолированным, абстрактным смыслом, а имеют вполне определенное практическое значение [Дубровин Д. А., 1991; Нгуен Ван Нги, 1992].

Остальные клинические части холистической медицины также имеют собственную шкалу подходов в определении биоэнергии, ее категорийных качеств, и соответственно, наличествуют инструменты для определения тактических подходов при лечении пациентов. Отсутствие в элементаристской части медицины идей биоэнергетики, а самое главное — инструментов, позволяющих управлять потоками и отдельными категориями биоэнергии, зиждется в первую очередь на теоретическом базисе, обосновывающем жизнедеятельность живой клетки исключительно как набор различных химических процессов.

Жизнь, как биологический объект, рассматривается в элементаризме как продукт обмена веществ: получая из окружающей среды различные вещества, организм перерабатывает их, строит из них структуру собственных органов, возвращая в среду ненужное — продукты переработки. В то же время известно, что ассимиляция и диссимиляция в конечном итоге представляют собой сложнейшие физико-химические процессы, которые нуждаются в определенном количестве энергии. Элементаристской концепцией это признается. Однако энергия необходима организму не только для постоянного самообновления. Значительное количество ее требуется и на другие не менее важные цели. К их числу относятся:

  1. получение информации из среды, доведение ее до центральной нервной системы, обработка, принятие решения;
  2. получение информации о состоянии самого организма, регулирование жизненных процессов в соответствии с обстановкой во внешней среде;
  3. обеспечение процессов мышления;
  4. обеспечение и регулирование эмоций;
  5. создание резервов веществ и резервов энергии.

Все эти процессы обеспечиваются, согласно элементаристским представлениям, исключительно лишь объемом производимой внутриклеточной энергии, депонируемой в химических связях молекул АТФ. Однако следует привести уже общеизвестный факт, что, согласно расчетам, объем вырабатываемой в организме АТФ покрывает потребности организма лишь частично. На роль дополнительных источников энергии для живых организмов, в том числе и человеческого, претендуют внешние источники энергии, крупнейшими из которых являются Земля, солнечное и космическое излучения [Чиа М., Дирк Э., 2004].

Таким образом, подтверждаются идеи холизма о связи живущих на нашей планете биологических организмов, включая и человека, с Землей и всем окружающим пространством. Следует также пересмотреть и понятие жизни: парадигму жизни как обмена веществ необходимо заменить более широким понятием ее сути, заключающейся в обмене материей, одной из форм существования которой является энергия.

Рассматривая спецификацию биоэнергетических излучений как продукт деятельности живых биосистем следует указать, что все материальные процессы химического характера, реализуемые клеточными системами, сопровождаются выделением электромагнитного излучения в величинах, характеризуемых в физике как сверхслабые. Поэтому материальные химические процессы, происходящие в клетке, эквивалентны (подобны) энергетическим излучениям. В практическом плане это подобие используется для взаимного воздействия на материальные химические процессы посредством изменения энергетических процессов, и наоборот. Примером такого практического применения служит воздействие на меридианные энергетические процессы с использованием фитотерапии в китайской медицине [Дубровин Д. А., 1991; Николаев Н. А., 1997; Шичэнь Ли, 2004].

Рассматриваемые биоэнергетические излучения достаточно давно зарегистрированы на физическом уровне. Наибольшую известность (благодаря своей «зрелищности» и доступности) приобрели исследования на основе эффекта Кирлеан. Сверхслабые электромагнитные излучения находят эквивалент в эфирном теле: объекте, изучаемом как в клинических дисциплинах холического типа, так и, например, в йогической практике.

Также отдельную спецификацию имеет энергия, обеспечивающая эмоциональную деятельность и процессы мышления. Различаются и другие типы энергий в зависимости от их функциональной значимости: защитная, питательная, наследственная энергии и т. п. [Дубровин Д. А., 1991; Нгуен Ван Нги, 1992]. Постулируемый принцип холистической части медицины: «лечить не только болезнь, но и больного», провозглашенный еще Гиппократом, пропагандирует не только идеи целостных подходов, но также и указывает на необходимость проведения лечебной работы с учетом потенциальных адаптационных возможностей организма.

Данный принцип при проведении лечебных процедур выполняется с соблюдением принципа оптимума лечебного воздействия. Оптимум лечебного воздействия базируется на адаптационной парадигме, тесно связанной с биоэнергетикой, являющейся одним из дефинитивных базисов адаптационной деятельности каждого организма.

Не только остеопатическое лечение, но и любое другое терапевтическое воздействие влечет за собой отклик организма на всех уровнях его структурной организации. Чем более значимо для организма лечебное воздействие, тем более существенные изменения вносятся в состояние различных уровней и подуровней иерархической структуры биосистемы и тем более значительно оказывается вовлечение в эти процессы адаптационных систем, деятельность которых направлена на сохранение стабильных гомеостатических параметров.

Результат любого вида терапевтического воздействия на орган или систему органов не может рассматриваться только лишь итогом терапевтических усилий лечащего врача, а является результатом отклика организма как целостной биосистемы. «Дирижером» этого отклика является система адаптационной регуляции. «Medicus curat, naturasanat» — «врач лечит, природа исцеляет». Это крылатое латинское выражение как нельзя лучше характеризует освещаемую тему.

Следует заметить, что в профильной литературе по остеопатии понятие адаптации встречается достаточно часто. В данном аспекте можно привести пример практического исследования постуры, как вариант изучения адаптации опорно-двигательной системы к гравитационной силе земного притяжения [Мохов Д. Е., Новосельцев С. В., 2011].

Однако приведенный пример является лишь частным случаем адаптации. Глобальные аспекты адаптации затрагивают уровень целостного организма. Актуальность данной тематики для практического освоения и использования врачами-остеопатами (как, впрочем, и другими специалистами) обусловлена тем, что все реакции саногенетического плана определяются и контролируются системой адаптации. Именно адаптационная система ответственна за тот или иной результат лечебной работы вне зависимости от того, какого типа фактор (физический или химический) использовался для работы и к какому органу (системе органов) эта лечебная работа была приложена.

Остеопатическая работа с учетом исходного состояния адаптации — это работа в согласии с организмом пациента. Проведение остеопатической работы в таком «согласии» — наикратчайший путь к достижению позитивных лечебных реакций, классифицируемых в категориях «излечение», «выздоровление». И в этом случае в подлинном смысле можно утверждать, что производилось не «воздействие» лечебного агента, а именно «лечение» больного организма.