Одной из особенностей восприятия является его константность, состоящая в относительном постоянстве формы, величины и цвета предмета в меняющихся условиях его восприятия. Мы воспринимаем присущие высокому прямоугольному зданию четкие линии формы, высоту и окраску не только находясь в непосредственной близости от него, но и тогда, когда удаляемся от него на 2—3 км, хотя на сетчатке глаза изображение этого объекта явно уменьшается, утрачивает прямоугольность, приобретает форму параллелепипеда и т. д.
Структурность восприятия проявляется в том, что центральная часть образа — фигура восприятия — в сознании человека переживается как более яркая и четко очерченная, ограниченная в пространстве, тогда как периферия его — фон восприятия — менее яркая и нечеткая и как бы расплывчатая в конфигурации и границах. Это свойство восприятия в норме гибко и динамично, так как у психически здорового человека фигура и фон восприятия адекватно сохраняются либо меняются местами в зависимости от его психической установки (определяемой проблемной ситуацией), направленности внимания и настроения. У психически же больных она может быть либо чрезвычайно лабильной, либо — значительно чаще — крайне инертной, патологически зафиксированной в силу чрезвычайного доминирования в их сознании патологических сдвигов настроения или бредовых систем.
Важнейшей особенностью человеческого восприятия, безусловно, является его осознанность. Восприятие человека не сводится только к его чувственной основе; это не только образ предмета, но и осознание предмета, воспринимаемого в данный момент. Выявляющиеся в процессе восприятия чувственные компоненты и складывающийся чувственный образ всегда относятся к противостоящему предмету, т. е. получают предметное значение. Для человека важнее всех других характеристик восприятия именно значение предмета, раскрывающееся в его отношениях с другими предметами и явлениями. Следовательно, восприятие наряду с синтезом чувственных данных (вызываемых раздражением) включает в себя также понимание, осмысление предмета, т. е. осознание его. Осознанность человеческого восприятия заключается в одномоментном осознании предмета в процессе его восприятия и обозначении этого предмета соответствующим понятием, закрепленным в слове. И это осознание предмета осуществляется не после того, как сформировался его чувственный образ, но в процессе формирования образа. Например, заметив на полке магазина вазу, я в то же мгновение мысленно произношу слово «ваза», хотя я еще не успел достаточно рассмотреть ни стиля, ни формы, ни величины ее, и лишь потом во всем этом разберусь, когда в моем сознании «дорисуется» ее образ до конца, т. е. когда завершится процесс ее восприятия. Значит, осознание этого предмета произошло в процессе восприятия, а мышление оказывается включенным в саму «ткань» восприятия. В процессе осознания, понимания чувственная основа восприятия испытывает сложную аналитико-синтетическую обработку вплоть до уровня обобщения и отвлечения его характеристик, т. е. фактически мышление входит в восприятие, как бы создавая необходимые предпосылки для перехода от восприятия к представлению и далее — к мышлению. В этом видна тесная связь восприятия с мышлением, единство чувственного и смыслового, чувственного и логического в человеческом восприятии, обеспечиваемое сложным взаимодействием первой и второй корковых сигнальных систем головного мозга.
Итак, предмет, к которому относится образ восприятия, определен понятием, закрепленным в слове, а в этом последнем содержатся признаки предмета, выявляющиеся в процессе общественной практики. Сравнение чувственного образа, сформировавшегося в сознании данного субъекта, с предметом, признаки которого (проявившиеся в результате общественного опыта) закреплены в смысле обозначающего его слова, являются важным этапом восприятия как формы познавательного процесса. Одновременно осознанность восприятия заключает в себе и то своеобразное качество человеческого восприятия, которое определяется как субъективный образ объективного мира. Это совокупность тех особенностей восприятия, которые ему сообщает индивидуальный опыт воспринимающего мир субъекта и которая делает это восприятие неповторимо индивидуальным, присущим только данному человеку. Так, картина, художественное полотно для художника является объектом и результатом творческого вдохновения и труда, для посетителя выставки живописи — удовлетворением его эстетических потребностей, а для продавца художественного салона-магазина — лишь объектом его коммерческой служебной деятельности. Именно индивидуальные особенности прошлого жизненного опыта каждого человека придают его восприятиям неповторимые черты, определяя беспредельное разнообразие содержания чувственного образа в процессе осознанного восприятия даже одного и того же предмета разными людьми.
Гиперестезия. Явление гиперестезии заключается в более или менее резком усилении различных ощущений. В таких случаях как внешние, так и интеро- и проприоцептивные раздражители, обычно располагающиеся в зоне физиологического комфорта, вызывают чрезвычайно интенсивную реакцию в связи с резким уменьшением их нижних абсолютных порогов ощущений. Больные защищают глаза, закрывая их руками, стараются укрыться в темном помещении, в тень, так как воспринимают свет как нестерпимый, ослепительный. Обычные звуки при такой гиперестезии воспринимаются как оглушительные, непереносимые. При тактильной гиперестезии больных раздражают случайные прикосновения к ним, нижнее белье раздражает кожу, кажется непомерно грубым, шероховатым. Явление гиперестезии может наблюдаться в инициальных стадиях острых психозов (чаще протекающих с помрачением сознания), при токсических, травматических поражениях ЦНС, при некоторых невротических состояниях, а в нерезкой степени и на короткое время (в результате экстренного и интенсивного переутомления) — даже у психически здоровых.
При явлении гипестезии, напротив, ощущения (в связи с резким возрастанием их нижних абсолютных порогов) оказываются более или менее основательно ослабленными. Звуки воспринимаются приглушенными, неотчетливыми; голос еле слышным, раздается словно из бесконечной дали; свет воспринимается тусклым, слабым. Все окружающие предметы воспринимаются, как отдаленные, недостаточно отчетливые, словно сквозь вуаль. То же относится к тактильным, вкусовым и обонятельным ощущениям. Гипестезия встречается при органических поражениях ЦНС, но особенно характерна для различных депрессий, в частности — для депрессивной фазы циркулярного психоза. При этих картинах она чаще всего сочетается с депрессивной дереализацией, с явлениями болезненной психической нечувствительности.
Несомненное патогенетическое значение при двух этих контрастных симптомах имеют более или менее резко выраженные колебания общемозгового тонуса, прежде всего, вследствие соответствующих изменений интенсивности возбуждения в неспецифической системе афферентации, в частности — в ретикуло-кортикальных путях. Чрезвычайное усиление возбуждения в ретикуло-кортикальном тракте, резко повышающее общемозговой тонус, обусловит явление гиперестезии, существенное же снижение (против нормы) потока возбуждения по этому тракту, значительно снижая общемозговой тонус, обусловит явление гипестезии. Но нельзя исключить здесь и роли первично-кортикальных нарушений, т. е. нарушений баланса нервных процессов в коре как в виде значительного ослабления внутреннего торможения (с соответственным относительным усилением возбуждения) при гиперестезии, так и дефицита возбуждения — при гипестезии.
Сенестопатии — часто встречающийся симптом психических заболеваний. Это интенсивные и обычно крайне тягостно переживаемые больными неприятные ощущения в различных частях тела. Локализация их крайне изменчива, чрезвычайно полиморфна. Больные жалуются на ощущения жжения, давления, боли, распирания то в правом подреберье, то под лопаткой или в надчревной области, или поступающие из внутренних органов. Для сенестопатий характерно отсутствие предметности переживаний, чем они и отличаются от висцеральных (соматических) галлюцинаций. Чаще всего они встречаются при соматогенных, инфекционных, сосудистых, инволюционных и органических психозах.
Под иллюзиями понимается извращенное восприятие реально существующего объекта. Тот или иной предмет, реальный объект существует, он действительно налицо и воздействует на органы чувств больного, но воспринимается не он, а совершенно иной предмет. При этом реальный раздражитель, который действительно воздействует на больного, совершенно не воспринимается, так как переживаемый больным иллюзорный образ полностью поглощает его. Выделяются аффективные, вербальные и парейдолические иллюзии.