Еще 2—3 десятилетия назад в психопатологии и психологии память рассматривали как психическую функцию, обеспечивающую образование в сознании следов пережитых впечатлений, их хранение и последующее воспроизведение. И хотя все это — три главные процесса памяти, тем не менее, благодаря развитию психологии и достижениям нейрофизиологии память предстает перед нами как сложнейший психический процесс.
Как будет показано дальше, запоминание не является простым образованием следа, но (особенно преднамеренное) сопряжено со сложной аналитико-синтетической деятельностью головного мозга; хранение — никак не пассивный процесс, а воспроизведение тоже невозможно без участия сложных операций мышления. Все это заставляет определить память как сложную познавательную деятельность в процессе отражения человеком окружающей действительности в виде представлений и понятий, относящихся к прошлому. Память характеризуется четырьмя основными процессами.
1. Запоминание, или процесс фиксации, заключается в том,
что то или иное впечатление, переживание в виде нового представления или понятия формируется в нашем сознании и связывается с прошлыми представлениями и понятиями, становясь таким образом достоянием нашего жизненного опыта. Запоминание может быть непреднамеренным и «произвольным» и в последнем случае оно представляет собой достаточно сложный процесс, опирающийся на участие в нем активного внимания и операций мышления, так как в сознании целенаправленно фиксируется избирательный материал и «отсеивается» незначимый. Запоминание, наиболее ярко выраженное в детстве, сохраняет достаточную остроту в зрелом возрасте и снижается в пожилом и старческом. В основе его лежит замыкание в коре головного мозга (различных по уровню) условных связей, по выражению И. П. Павлова (1951) — замыкательная
функция коры.
Из имеющихся теорий памяти не только историческое значение имеет кибернетическая теория, которая делит память на краткосрочную, или оперативную, связывая ее с циркуляцией нервных импульсов в замкнутых цепях нейронов в области гипокампа; и длительную, связанную (по мнению сторонников этой теории) с изменением оснований молекул РНК в нервных клетках при действии раздражителя около часа и более. Однако в соответствии с данными современной нейрофизиологии память не может быть локализована в каком-то одном (пусть даже важном) анатомическом образовании, а является функцией любого участка мозговой коры, способного к замыканию новых нейроассоциаций. Второе положение этой теории — о смене оснований в молекулах РНК — противоречит данным современной генетики о стабильности генетического кода человека.
2. Процесс хранения или ретенции не есть пассивное сохранение «следа» впечатлений на будущее. Теперь считается, что по мере хранения образ предмета (благодаря сложному взаимодействию с прошлыми представлениями) уточняется, знание о нем обогащается и таким образом процесс хранения информации оказывается активным и сложным. Именно благодаря этому воспоминание оказывается иногда более полным и точным, чем первоначальный образ (реминисценция).
3. Процесс воспроизведения (репродукция) обеспечивает само воспоминание в виде оживления представлений и мыслей прошлого. Процесс этот чрезвычайно сложен, поскольку также осуществляется с участием активного внимания и операций мышления (анализа, синтеза, обобщения и др.), без чего невозможно избирательное воспроизведение прошлого жизненного опыта. Но он и весьма чувствителен, так как при различных патологических процессах (например, сосудистых) страдает в первую очередь.
4. Забывание как процесс памяти не сводится к простой утрате следа (представления или идеи) из сознания. Опыт показывает, что забывается в первую очередь то, что не актуально для личности, что не соответствует ее установкам или же непереносимо для человека. В основе его лежит механизм торможения, притом нередко активного (чаще всего — угасательного), в связи с чем (психологическое) забывание никак нельзя отождествлять с уничтожением опыта и иногда через многие годы и десятилетия возможно его неожиданное растормаживание.
Знание этих процессов памяти необходимо в связи с тем, что при различных психических заболеваниях наблюдается преимущественное нарушение одного из них.
В зависимости от характера ощущений, представлений прошлого память делится на несколько видов: зрительную, слуховую, моторную (кинестетическую), тактильную и др. Так, одни люди преимущественно фиксируют в сознании происходящие события в виде ярких и стойких зрительных образов (зрительная память), другие — в виде устойчивых звуковых впечатлений вплоть до тембра голоса и интонаций говорящего (слуховая память), третьи для надежного запоминания материала должны его проговорить (моторная память). У подавляющего же большинства людей наблюдается один из комбинированных видов памяти — зрительно-моторный, слухо-моторный и т. д.
Выделяются два типа памяти — память механическая и память смысловая. Издавна еще традиционная психология Оббингауз, Пильцеккер, Шуман и др.), опираясь на аристотелевское учение об ассоциациях, указывала на наличие механических ассоциаций по сходству (созвучию, контрасту) и по смежности в пространстве и времени. Проявление первой из этих ассоциаций заключается в том, что воспроизведение прошлого образа осуществляется благодаря его какому-то сходству с воспринимаемым теперь предметом. Например, находясь в другом городе и рассматривая красивое здание с колоннами и балконом, вы вспоминаете другой такой же дом уже в родном городе, так как они похожи друг на друга. Вспоминая одно событие прошлого, вы невольно думаете о том, которое ему предшествовало (ассоциация по смежности во времени); или же, рассматривая лес над обрывом и любуясь этой красотой природы, вы вспоминаете группу характерных зданий на опушке за лесом, которую сейчас не видите (ассоциация по смежности в пространстве). Хотя этот тип памяти является основным в детстве, немалое значение он сохраняет и в психике взрослого человека, так как по законам механических ассоциаций мы запоминаем немалый фактический материал (стихи, номера телефонов, дозы лекарств и др.). Условнорефлекторная природа механической памяти — «непосредственной», «элементарной» — в настоящее время доказана и признана даже в психологии. Это — нейроассоциации преимущественно на уровне первой сигнальной системы, допускающие специализацию: в основе ассоциаций по сходству (созвучию) лежит генерализация условного рефлекса; в основе ассоциаций по смежности — сложные условные связи на симультанные и сукцессивные комплексы раздражителей.
В отличие от механической, смысловая память характеризует психику зрелого человека. Несмотря на большую популярность в прошлом веке и первой половине нынешнего столетия ассоциативной теории Эббингауза, доказывавшего механически-ас-социативную природу памяти вообще, последующие исследования показали, что наиболее прочно сохраняется в сознании человека осмысленный материал. Запоминание по смысловому типу осуществляется на основе широкого включения в этот процесс сложных операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстракции. Дело в том, что здесь (в отличие от механической памяти) та или иная ситуация запоминается не целиком, а в порядке вычленения самого главною, существенного из нее (т. е. обобщения ее) и отвлечения от посторонних, маловажных ее деталей. Такое знание об этой ситуации связывается с другим подобным обобщенным знанием об иных событиях, уже имевшимся в нашем сознании, т. е. при смысловой памяти речь идет о фиксации, запечатлении так называемых внутренних, самых существенных связей — нейроассоциаций и о последующем избирательном воспроизведении этих знаний как самых важных в данной ситуации. Такого рода запоминание и воспроизведение обычно осуществляется с участием речи, поскольку сами связи — ассоциации здесь осуществляются на понятийном уровне, а не только между представлениями, на чем настаивала традиционная психология.
Вопрос о физиологических механизмах смысловой памяти чрезвычайно сложен. Не только традиционная, но и современная психология зачастую отрицает условнорефлекторную природу смысловой памяти [Рубинштейн С. Л., 1946; Лурия А. Р., 1974]. А. Р. Лурия считает, что круг Papez является специальным нервным аппаратом, осуществляющим сличение новой информации с прежней, а лобные доли — аппаратом мотивации и избирательного запоминания, что вместе с функцией гностических отделов коры составляет механизм памяти. Эти положения об особых аппаратах сличения и избирательного запоминания противоречат данным современной нейрофизиологии, так как в головном мозге не может быть анатомических структур, выполняющих отдельные, частные операции памяти, например, сличение прошлого представления с воспринимаемым теперь образом. Механизмом смысловой памяти он считает процесс кодирования при помощи речи поступающей в головной мозг информации в логико-грамматические и смысловые системы. Однако это лишь описание внешних проявлений смысловой памяти, но никак не ее механизм.
Механизмом смысловой памяти (так же, как и механической) является условнорефлекторная деятельность головного мозга. Однако речь в этом случае идет о замыкании условных связей между речевыми раздражителями и реакциями, об условных рефлексах на слова высокого обобщающего значения, т. е. об условных связях на уровне второй сигнальной системы. На это указывал И. П. Павлов, а М. И. Аствацатуров (1908) еще в начале нашего века экспериментально доказал, что речь есть система заученных рефлексов. Оппозиция некоторых психологов условнорефлекторной природе памяти отчасти связана с тем, что ассоциацию они понимали узко, как связь лишь между представлениями и именно лишь для механических форм памяти делали здесь исключение. Однако данными нейрофизиологии доказана возможность замыкания условных связей на уровне второй сигнальной системы, т. е. возможность образования таких связей на слова, понятия. Интересно, что еще в прошлом веке выдающийся отечественный педагог и психолог К. Д. Ушинский говорил о возможности ассоциаций не только между представлениями, но и понятиями.
В нормальной психической деятельности взрослого человека ведущее значение имеет смысловая память, а механическая — подчиненное, в то время как в патологии дело может меняться коренным образом.