Этиология, патогенез, динамика психопатий


К настоящему времени благодаря капитальным исследованиям этих вопросов О. В. Кербиковым, установлено, что причины психопатий могут быть различными, т. е. в этиологическом отношении психопатии неоднородны. Научной основой такого понимания этиологии психопатий является павловское учение о сложном составе нейротипа, т. е. конечного типа ВНД индивида. Как известно И. П. Павлов тип ВНД в окончательном виде представлял состоящим из врожденного компонента его — генотипа, плюс изменения нервного реагирования, возникшие под влиянием внешней среды в процессе онтогенетического формирования типа ВНД, т. е. в конечном счете — фенотип, т. е. склад характера. Психопатии в свете этих данных представляют собой патологический нейрофенотип, склад характера.

Соответственно психопатия (т. е. патологический характер) может возникнуть под влиянием патогенных факторов, действующих на ЦНС еще в антенатальном периоде (алкоголизм родителей, в особенности матери, повреждения плода, инфекционные болезни периода беременности, родовая травма), т. е. в порядке врожденной патологии или, что весьма близко к этому, под влиянием инфекций и черепно-мозговых травм первых месяцев жизни ребенка. Другим и более частым, по данным О. В. Кербикова (1962), путем возникновения психопатий являются психогенные воздействия, которым более или менее длительно подвергается формирующаяся ВНД ребенка или подростка. Это, прежде всего, неправильное, уродующее личность ребенка воздействие патогенной семейной ситуации, внесемейные (школьные, дворовые или иные) подобные ситуации. Психотравмирующие факторы могут наблюдаться и при первом типе возникновения психопатий, но там в общих этиологических зависимостях они играют явно второстепенную роль. Точно так же, как при втором (экзогенном) типе возникновения факторы врожденной патологии (родовые травмы, цепочка инфекций в первые годы жизни ребенка) тоже небезразличны для формирования личности, но им в общей этиологической структуре здесь принадлежит явно второстепенное место. Если первый (врожденный) тип этиологии патологических личностей О. В. Кербиков называет ядерными психопатиями или просто психопатиями, то второй — экзогенный тип их возникновения он называет патохарактерологическим развитием.

Церебральные патогенетические механизмы психопатий сложны и многообразны, но все они в конечном счете вытекают из конкретных расстройств соотношения нервных процессов в коре, взаимодействия первой и второй ее систем, коры и подкорковых структур. В основе возбудимой формы лежит патологическое преобладание раздражительного процесса над внутренним торможением вследствие недоразвития последнего, главным образом, из-за отсутствия тренирующих его стимулов в онтогенезе ребенка. При астенической, напротив, патологически слабым (опять же в связи с недоразвитием из-за отсутствия должных тренирующих стимулов в онтогенезе) оказывается процесс возбуждения. В основе психастенической психопатии лежит патологическое преобладание второй сигнальной системы над первой и коры — над подкорковыми областями, следствием чего является свойственная этим больным утрированная рассудочность и слабость чувства реального. При истерической же психопатии, напротив, налицо патологическое преобладание подкорковой (инстинктивной) деятельности над корой при явном преобладании в ней первой сигнальной системы над второй. Клинически это проявляется особой, порой просто неодолимой властью эмоций, поступающих из подкорки влечений над поступками таких больных, а также свойственными им театральностью поведения, образностью мышления и аффективной логикой.

В норме суждение всегда сопровождается определенной эмоцией, придающей мысли страстность, особую остроту и силу воздействия, которая, однако, неизменно остается под интеллектуальным контролем. При истерической психопатии в связи с указанными расстройствами ВНД упомянутое гармоническое соотношение между суждением и эмоцией (при контроле интеллекта) нарушается и чувство в этом соотношении получает очевидное преимущество. В этих условиях суждение деформируется чувством, лишается опоры на реальные факты и вместе с тем — возможности объективного отражения окружающей действительности. Все ото, составляющее клиническое содержание аффективной логики, обусловлено исключительной ролью (подкорковых) эмоций, влечений в психической деятельности истерических личностей в целом и в протекании у них мыслительных процессов, в частности.

При паранойяльной форме наибольшее значение в церебральном патогенезе имеет патологическая инертность нервных процессов со склонностью к образованию больных пунктов коры, патодинамических структур, тогда как при неустойчивой форме, напротив, неспособность к образованию более или менее стойкого динамического стереотипа ВНД из-за патологической лабильности возбуждения. Для патологически замкнутых личностей наибольшее значение имеет патологическая инертность нервных процессов в системе картико-экстрапирамидных нервно-вегетативных и нервно-соматических условных связей, препятствующая их функциональной переделке в широко-социальных условиях в новый динамический стереотип.

До середины нашего века, в плане конституционально-биологической теории, психопатии понимались как врожденные и стойкие аномалии личности, как не поддающиеся динамике уродства характера. Такое их понимание плохо уживалось с медицинской, общебиологической и философской идеей развития, широко проникшей в естественные науки. П. Б. Ганнушкин уже поставил вопрос о (количественной) динамике психопатий. Благодаря же творческому подходу к этому вопросу О. В. Кербикова им была создана совершенно новая — динамическая концепция психопатий, открывшая широкую дорогу для понимания их динамики и разработки профилактики.

Психопатии как проявления врожденной патологии обнаруживаются характерным поведением ребенка уже в детском дошкольном возрасте с выявлением их клинической формы. В дальнейшем же, однако, им в основном свойственна лишь количественная динамика: относительное ослабление психопатических свойств при благоприятно складывающихся обстоятельствах (компенсация) и, напротив, усиление этих свойств, обострение состояния при затруднениях, психогенных, соматических болезнях и возрастных кризах (пубертатном, климактерическом), т. с. декомпенсация. В позднем возрасте начальные проявления сосудистого, старческого (и иного) процесса на время определенно усиливают психопатические симптомы больных с тем, чтобы при полном развитии этих заболеваний психопатические черты, все более ослабевая, полностью нивелировались грубо выраженным органическим процессом.

Более богатая и разнообразная динамика наблюдается при формировании «нажитых» психопатий, т. е. патохарактерологических развитий. Здесь четко выявляется причинно-следственная связь между патогенной воспитательной средой и психопатией и обнаруживается качественная зависимость от этой среды формирующейся психопатии. Формированию возбудимой психопатии способствует воспитание ребенка или подростка в ситуациях полной или частичной безнадзорности, когда, предоставленный самому себе, он совершает все, что хочет, т. е. лишен сдерживающих стимулов поведения, способствующих тренировке внутреннего торможения. Та же среда, с другой стороны, поощряя, т. е. положительно подкрепляя его расторможенное поведение и аффективные реакции, способствует в последующем их закреплению как черт характера.

Астеническая психопатия, напротив, формируется в ситуациях, где попытка ребенка проявить естественную двигательную, рабочую активность сначала «предупреждаются», а затем и полностью подавляются замещающими действиями воспитателей, что, обусловливая недостаточную тренированность («недоразвитие») процесса возбуждения, определяет свойственную этим больным постоянную психическую слабость и невыносливость по отношению к рабочим нагрузкам. Черты психастенической психопатии формируются в ситуациях (типа Золушки), где ребенок лишен ласки, даже обычного внимания, встречает холодность и бездушие взрослых и часто подвергается оскорблениям и наказаниям. Постоянные реакции душевной тревоги, страдания и обид, все более фиксируясь в порядке условных рефлексов, затем закрепляются в рамках личности как черты характера. Истерическая психопатия формируется в ситуациях (кумира семьи), где ребенок без оснований захваливается, окружен атмосферой обожания, где «с порога» взрослыми выполняются все его требования и желания и оправдываются все поступки. Такая воспитательная обстановка культивирует у ребенка эгоцентризм, амбициозность, притязательность и желание быть в центре внимания, которые затем закрепляются (опять же условнорефлекторно) как черты характера.