Еще 2—3 десятилетия назад в психопатологии и психологии память рассматривали как психическую функцию, обеспечивающую образование в сознании следов пережитых впечатлений, их хранение и последующее воспроизведение. И хотя все это — три главные процесса памяти, тем не менее, благодаря развитию психологии и достижениям нейрофизиологии память предстает перед нами как сложнейший психический процесс.
Как будет показано дальше, запоминание не является простым образованием следа, но (особенно преднамеренное) сопряжено со сложной аналитико-синтетической деятельностью головного мозга; хранение — никак не пассивный процесс, а воспроизведение тоже невозможно без участия сложных операций мышления. Все это заставляет определить память как сложную познавательную деятельность в процессе отражения человеком окружающей действительности в виде представлений и понятий, относящихся к прошлому. Память характеризуется четырьмя основными процессами.
1. Запоминание, или процесс фиксации, заключается в том,
что то или иное впечатление, переживание в виде нового представления или понятия формируется в нашем сознании и связывается с прошлыми представлениями и понятиями, становясь таким образом достоянием нашего жизненного опыта. Запоминание может быть непреднамеренным и «произвольным» и в последнем случае оно представляет собой достаточно сложный процесс, опирающийся на участие в нем активного внимания и операций мышления, так как в сознании целенаправленно фиксируется избирательный материал и «отсеивается» незначимый. Запоминание, наиболее ярко выраженное в детстве, сохраняет достаточную остроту в зрелом возрасте и снижается в пожилом и старческом. В основе его лежит замыкание в коре головного мозга (различных по уровню) условных связей, по выражению И. П. Павлова (1951) — замыкательная
функция коры.
Из имеющихся теорий памяти не только историческое значение имеет кибернетическая теория, которая делит память на краткосрочную, или оперативную, связывая ее с циркуляцией нервных импульсов в замкнутых цепях нейронов в области гипокампа; и длительную, связанную (по мнению сторонников этой теории) с изменением оснований молекул РНК в нервных клетках при действии раздражителя около часа и более. Однако в соответствии с данными современной нейрофизиологии память не может быть локализована в каком-то одном (пусть даже важном) анатомическом образовании, а является функцией любого участка мозговой коры, способного к замыканию новых нейроассоциаций. Второе положение этой теории — о смене оснований в молекулах РНК — противоречит данным современной генетики о стабильности генетического кода человека.
2. Процесс хранения или ретенции не есть пассивное сохранение «следа» впечатлений на будущее. Теперь считается, что по мере хранения образ предмета (благодаря сложному взаимодействию с прошлыми представлениями) уточняется, знание о нем обогащается и таким образом процесс хранения информации оказывается активным и сложным. Именно благодаря этому воспоминание оказывается иногда более полным и точным, чем первоначальный образ (реминисценция).
3. Процесс воспроизведения (репродукция) обеспечивает само воспоминание в виде оживления представлений и мыслей прошлого. Процесс этот чрезвычайно сложен, поскольку также осуществляется с участием активного внимания и операций мышления (анализа, синтеза, обобщения и др.), без чего невозможно избирательное воспроизведение прошлого жизненного опыта. Но он и весьма чувствителен, так как при различных патологических процессах (например, сосудистых) страдает в первую очередь.
4. Забывание как процесс памяти не сводится к простой утрате следа (представления или идеи) из сознания. Опыт показывает, что забывается в первую очередь то, что не актуально для личности, что не соответствует ее установкам или же непереносимо для человека. В основе его лежит механизм торможения, притом нередко активного (чаще всего — угасательного), в связи с чем (психологическое) забывание никак нельзя отождествлять с уничтожением опыта и иногда через многие годы и десятилетия возможно его неожиданное растормаживание.
Знание этих процессов памяти необходимо в связи с тем, что при различных психических заболеваниях наблюдается преимущественное нарушение одного из них.
В зависимости от характера ощущений, представлений прошлого память делится на несколько видов: зрительную, слуховую, моторную (кинестетическую), тактильную и др. Так, одни люди преимущественно фиксируют в сознании происходящие события в виде ярких и стойких зрительных образов (зрительная память), другие — в виде устойчивых звуковых впечатлений вплоть до тембра голоса и интонаций говорящего (слуховая память), третьи для надежного запоминания материала должны его проговорить (моторная память). У подавляющего же большинства людей наблюдается один из комбинированных видов памяти — зрительно-моторный, слухо-моторный и т. д.
Выделяются два типа памяти — память механическая и память смысловая. Издавна еще традиционная психология Оббингауз, Пильцеккер, Шуман и др.), опираясь на аристотелевское учение об ассоциациях, указывала на наличие механических ассоциаций по сходству (созвучию, контрасту) и по смежности в пространстве и времени. Проявление первой из этих ассоциаций заключается в том, что воспроизведение прошлого образа осуществляется благодаря его какому-то сходству с воспринимаемым теперь предметом. Например, находясь в другом городе и рассматривая красивое здание с колоннами и балконом, вы вспоминаете другой такой же дом уже в родном городе, так как они похожи друг на друга. Вспоминая одно событие прошлого, вы невольно думаете о том, которое ему предшествовало (ассоциация по смежности во времени); или же, рассматривая лес над обрывом и любуясь этой красотой природы, вы вспоминаете группу характерных зданий на опушке за лесом, которую сейчас не видите (ассоциация по смежности в пространстве). Хотя этот тип памяти является основным в детстве, немалое значение он сохраняет и в психике взрослого человека, так как по законам механических ассоциаций мы запоминаем немалый фактический материал (стихи, номера телефонов, дозы лекарств и др.). Условнорефлекторная природа механической памяти — «непосредственной», «элементарной» — в настоящее время доказана и признана даже в психологии. Это — нейроассоциации преимущественно на уровне первой сигнальной системы, допускающие специализацию: в основе ассоциаций по сходству (созвучию) лежит генерализация условного рефлекса; в основе ассоциаций по смежности — сложные условные связи на симультанные и сукцессивные комплексы раздражителей.
В отличие от механической, смысловая память характеризует психику зрелого человека. Несмотря на большую популярность в прошлом веке и первой половине нынешнего столетия ассоциативной теории Эббингауза, доказывавшего механически-ас-социативную природу памяти вообще, последующие исследования показали, что наиболее прочно сохраняется в сознании человека осмысленный материал. Запоминание по смысловому типу осуществляется на основе широкого включения в этот процесс сложных операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, абстракции. Дело в том, что здесь (в отличие от механической памяти) та или иная ситуация запоминается не целиком, а в порядке вычленения самого главною, существенного из нее (т. е. обобщения ее) и отвлечения от посторонних, маловажных ее деталей. Такое знание об этой ситуации связывается с другим подобным обобщенным знанием об иных событиях, уже имевшимся в нашем сознании, т. е. при смысловой памяти речь идет о фиксации, запечатлении так называемых внутренних, самых существенных связей — нейроассоциаций и о последующем избирательном воспроизведении этих знаний как самых важных в данной ситуации. Такого рода запоминание и воспроизведение обычно осуществляется с участием речи, поскольку сами связи — ассоциации здесь осуществляются на понятийном уровне, а не только между представлениями, на чем настаивала традиционная психология.
Вопрос о физиологических механизмах смысловой памяти чрезвычайно сложен. Не только традиционная, но и современная психология зачастую отрицает условнорефлекторную природу смысловой памяти [Рубинштейн С. Л., 1946; Лурия А. Р., 1974]. А. Р. Лурия считает, что круг Papez является специальным нервным аппаратом, осуществляющим сличение новой информации с прежней, а лобные доли — аппаратом мотивации и избирательного запоминания, что вместе с функцией гностических отделов коры составляет механизм памяти. Эти положения об особых аппаратах сличения и избирательного запоминания противоречат данным современной нейрофизиологии, так как в головном мозге не может быть анатомических структур, выполняющих отдельные, частные операции памяти, например, сличение прошлого представления с воспринимаемым теперь образом. Механизмом смысловой памяти он считает процесс кодирования при помощи речи поступающей в головной мозг информации в логико-грамматические и смысловые системы. Однако это лишь описание внешних проявлений смысловой памяти, но никак не ее механизм.
Механизмом смысловой памяти (так же, как и механической) является условнорефлекторная деятельность головного мозга. Однако речь в этом случае идет о замыкании условных связей между речевыми раздражителями и реакциями, об условных рефлексах на слова высокого обобщающего значения, т. е. об условных связях на уровне второй сигнальной системы. На это указывал И. П. Павлов, а М. И. Аствацатуров (1908) еще в начале нашего века экспериментально доказал, что речь есть система заученных рефлексов. Оппозиция некоторых психологов условнорефлекторной природе памяти отчасти связана с тем, что ассоциацию они понимали узко, как связь лишь между представлениями и именно лишь для механических форм памяти делали здесь исключение. Однако данными нейрофизиологии доказана возможность замыкания условных связей на уровне второй сигнальной системы, т. е. возможность образования таких связей на слова, понятия. Интересно, что еще в прошлом веке выдающийся отечественный педагог и психолог К. Д. Ушинский говорил о возможности ассоциаций не только между представлениями, но и понятиями.
В нормальной психической деятельности взрослого человека ведущее значение имеет смысловая память, а механическая — подчиненное, в то время как в патологии дело может меняться коренным образом.
Гипермнезия проявляется обострением памяти, особой легкостью запоминания нового и воспроизведения прежних представлений. Характерная для маниакальных и делириозных состояний, она с особенной яркостью проявляется при соответствующей фазе циркулярного психоза, когда высказывания больных изобилуют механическими ассоциациями, в частности, по сходству и созвучию (рифмование) на фоне снижения обобщающего уровня используемых больным понятий. Иными словами, действительного усиления памяти не происходит, и речь при гипермнезии идет об усилении лишь механической памяти при явном снижении смысловой в связи с наличием безусловного торможения в самых высших нейроассоциативных уровнях второй сигнальной системы.
Гипомнезия, напротив, заключается в несовершенстве фиксации нового материала, в ослаблении воспроизведения прошлого опыта и проявляется не только в различной степени, но и по-разному при различных (чаще всего — органически-деструктивных) мозговых процессах. Так, при сосудистых процессах (в частности — церебральном атеросклерозе) рано страдает хронологическая последовательность воспроизводимых событий и больные, вспоминая реальные как более ранние, так и более поздние события их жизни, датируют первые как недавно пережитые, а последние — как давно прошедшие. При органически-деструктивных мозговых процессах (например, при прогрессивном параличе) на фоне нарастающей деменции и в соответствии со степенью ее выраженности у больных ярко выявляется преимущественное ослабление запоминания, воспроизведения и хранения отвлеченного, абстрактного материала памяти при меньших «пробелах» памяти механической. При шизофрении гипомнезия выражена в минимальной степени и связана с недостаточностью, а порой и полным отсутствием эмоциональной заинтересованности больного в запоминании настоящих и воспроизведении прошлых событий. В какой-то степени эти частные проявления гипомнезии наблюдаются при всех прогредиентных ослабоумливающих процессах, но при каждом из них доминирует какая-то одна или какие-то из этих особенностей, позволяющие на стадии еще семиологического исследования больных получить нужный ориентир в направлении нозологической диагностики.
Под амнезией понимается не ослабление памяти, а пробел воспоминаний, полное беспамятство на тот или иной отрезок времени, непосредственно предшествовавший психозу или бессознательному состоянию, следующий за выходом из этих состояний или совпадающий с ними. Выделяют следующие ее разновидности.
Ретроградная амнезия — это выпадение из памяти событий на период времени, непосредственно предшествовавший психозу или бессознательному состоянию.
Она может охватывать период времени от нескольких минут до многих недель и месяцев. Больной в этом состоянии не может вспомнить никаких фактов и событий, относящихся к этому периоду.
При антероградной амнезии, напротив, из памяти больного выпадают события на период времени, непосредственно следующий за выходом его из комы или психотического состояния. В такой период времени (исчисляемый часами, днями, неделями), на который затем распространяется эта амнезия, у больного расстройств памяти не выявляется, он запоминает текущие события, у него обнаруживаются необходимые знания, он ведет себя адекватно. И тем не менее, в последующем все происшедшее в течение этого периода полностью амнезируется.
Антеро-ретроградная амнезия, представляющая собой сочетание обоих этих видов амнезии, состоит в выпадении из памяти событий, как предшествовавших психозу или бессознательному состоянию, так и непосредственно следовавших за ним. Все эти три вида амнезии возникают вследствие черепно-мозговых травм, тяжелых интоксикаций и других брутальных воздействий на ЦНС.
Палимпсест — выпадение из памяти отдельных (чаще важных) деталей событий, отдельных частностей происшедшего накануне в состоянии алкогольного опьянения при отсутствии амнезии в целом на период алкогольного опьянения.
Фиксационная амнезия состоит в нарушении запоминания текущих событий, в выпадении памяти на настоящее при сохранности ее на прошлое. Больные при этом сохраняют предметный контакт с окружающими и, в основном, — прошлые профессиональные знания, ведут себя упорядоченно, но не способны запомнить текущие события, не знают имени лечащего врача, медперсонала, фамилий больных своей палаты и др. Эта амнезия является ведущим симптомом амнестических, корсаковских синдромов при токсических, инфекционных, травматических, сосудистых и других психозах и может быть как временным, преходящим расстройством, так и (при органических процессах) симптомом нарастающего слабоумия.
Прогрессирующая амнезия характеризуется (наряду с невозможностью запоминания нового) прогрессирующей утратой прошлого жизненного опыта, все более и более расширяющимся пробелом памяти на события прошлой жизни. Из памяти прежде всего выпадают события наиболее позднего периода жизни больного, тогда как более ранние события, особенно относящиеся к детству и юности, в сознании сохраняются. Раньше утрачиваются знания общего, отвлеченного характера, раньше распадается сложно организованный прошлый опыт, в то время как более простые, конкретные знания и умения еще сохраняются.
При прогрессирующей амнезии, таким образом, расстройства памяти, распад прошлого жизненного опыта происходят в определенной последовательности: от наиболее поздно (в онтогенезе) приобретенного к более раннему, старому; от наиболее общего, абстрактного, сложного к простому, непосредственному; от общего, не связанного с личностью, чувственно индифферентного к личностному, эмоционально насыщенному (закон Рибо). Это объясняется соответствующей последовательностью распада рефлекторных систем в условиях атрофического мозгового процесса при старческих психозах (когда встречается эта амнезия), когда еще при сохранности подкоркового аппарата органической гибели в первую очередь подвергаются корковые структуры, а внутри коры — прежде всего нейроассоциативная сеть второй сигнальной системы, и лишь затем — первой.
Аффектогенная амнезия заключается в том, что из памяти выпадают, подвергаются забвению события, связанные с каким-то исключительно сильным отрицательным переживанием, с непереносимой психической травмой. Это — своеобразная системная амнезия, так как забывается лишь сам факт психотравмы и все как непосредственно, так и отдаленно связанные с ним обстоятельства, в то время как все остальные сведения, относящиеся к этому периоду времени, воспроизводятся достаточно полно и точно. Патогенетическим механизмом аффектогенной амнезии является запредельное и последовательно-индукционное торможение патодинамической структуры (в связи с ее перевозбуждением и истощением) с избирательным вытормаживанием из коры нейроассоциативных цепей, так или иначе связанных с больным пунктом мозговой коры. Чаще всего она встречается при реактивных психозах.
К обманам памяти относятся псевдореминисценции и конфабуляции.
Псевдореминисценции, или ложные воспоминания, возникают обычно на фоне гипомнезии или амнезии, чаще всего в рамках амнестических состояний (например, при старческом слабоумии, корсаковском психозе). Они представляют собой действительно имевшиеся в прошлом события (или же те, которые могли быть), но перемещенные в настоящее и заполняющие пробелы воспоминаний. В них почти не чувствуется сочинительства, они примитивны по конструкции, обыденны по содержанию и в процессе короткой беседы легко формируются у больного под влиянием вопросов собеседника, нестойки и быстро сменяются другими. Иногда на фоне фиксационной амнезии они становятся столь обильными, что словно бы переносят больного в иной — прошлый период его жизни, и тогда он окружающих его теперь людей называет именами персон из прошлого периода и в целом переживает себя находящимся как бы в той, прошлой обстановке (амнестическая дезориентировка).
Так, больная 80 лет, страдающая старческим слабоумием, длительно находясь в психиатрической больнице, во время недолгой беседы под влиянием задаваемых ей вопросов сначала сообщила, что ей 40 лет, что здесь живет дома, куда вместе с родителями переехала недавно, у нее еще сушится белье, которое она перестирала; что она еще работает, занимая маленькую должность в военной организации. Затем в этой же беседе вскоре сообщила, что ей больше 50 лет, что живет здесь с мужем и дочерью, еще вчера ходила на работу в контору и в военной организации никогда не работала.
При конфабуляциях наблюдается уже патологическое сочинительство и в психопатологической продукции больных чувствуется участие воображения. В отличие от псевдореминисценций, для формирования конфабуляций ослабление памяти, его пробелы совершенно необязательны; более того, характерно наличие конфабуляций при отсутствии амнезии и порой даже гипомнезии. Конфабуляция более сложна по структуре (чем псевдореминисценция), содержание ее может быть фантастическим, но не обязательно. Она более устойчива, так как обычно больной оформляет свой конфабуляторный рассказ в виде 2—3 фабул (точно указывая время, когда это происходило), которые он с небольшими дополнениями всегда воспроизводит.
Больной (при отсутствии пробелов памяти) обычно рассказывал, что он — «алоликий» (т. е. краснокожий) индеец, так как еще в детстве (называет определенный год и свой возраст тогда) будто бабушка по отцу сообщила ему, что она и его дед — индейцы, индеец его отец, а значит и он сам. Далее больной сообщал (порой с некоторыми отклонениями от основной фабулы), что он прыгал с большой высоты с вертолета без всякого парашюта и не разбился; погрузившись в Неву без всякого приспособления, большую часть реки прошел по ее дну, многое видел и все это благополучно выдержал, так как его предки — индейцы были специалистами по прыжкам; нырнув, могли долго находиться под водой, а он унаследовал их качества как сын индейца.
Не следует объединять две эти разновидности обманов памяти в один симптом — конфабуляцию, так как конфабуляции отличаются от псевдореминисценций отсутствием негативных расстройств памяти, большей сложностью структуры, относительным постоянством содержания и большим участием воображения в их продукции. Это продуктивно и по причинам практического порядка, так как псевдореминисценции всегда сочетаются с негативными расстройствами памяти и обычно являются симптомами органического процесса, тогда как конфабуляции (а они не всегда фантастичны по содержанию) не требуют негативных расстройств памяти и могут наблюдаться не только при органических, но и при иных психозах.
Отчужденное воспоминание состоит в том, что события, действительно имевшие место в жизни больного, он в последующем воспроизводит не как реальные, а как прочитанные в книге, услышанные по радио или от собеседника, увиденные в кино или пережитые в сновидении.
Присвоенное воспоминание, напротив, заключается в уверенности больного, что события, увиденные им в кино, прочитанные в книге, услышанные в рассказе собеседника или пережитые в сновидении, произошли с ним самим в действительности.