Туннельные невропатии нижних конечностей


В лечении дисфункций позвоночника и, особенно, туннельных синдромов нижних конечностей особый интерес представляет нейроортопедическая система Дж. Мэйтленда, основанная на том, что во всех суставах есть дополнительные пассивные движения. Мэйтленд особое внимание уделяет двум основным понятиям — признаку и симптому. В нейроортопедической системе не используется траст (манипуляция), а только мобилизация. И хотя Дж. Мэйтленд не был остеопатом, среди его учеников много известных остеопатов. Его методика лечения патологии периферической нервной системы очень востребована остеопатами и используется в повседневной практике.

Этапы работы включают в себя осмотр, лечение и оценку полученных результатов.

Осмотр

Во время осмотра врач получает субъективные и объективные данные о состоянии пациента. Примерный алгоритм осмотра выглядит так.

Субъективный осмотр:

  1. Что привело? Где локализуется боль?
  2. Болит ли еще где-нибудь? Есть ли связь между болями?
  3. Боль поверхностная или глубокая?
  4. Каков характер боли?
  5. Поведение боли. Что усиливает и что ослабляет боль? Оценить состояние пациента в течение суток.
  6. История. Прошлое (Были ли боли ранее?) и настоящее (Когда, как и где началась боль? Какие меры были предприняты пациентом?)

Дополнительные вопросы:

  1. Каково общее состояние здоровья?
  2. Принимает ли пациент какие-нибудь лечебные препараты?
  3. Были ли выполнены MPT, Rg?
  4. Лечился ли пациент когда-нибудь мануально? Какой был эффект? Что проводилось конкретно?

Объективный осмотр:

  1. Осмотр визуальный (лучше ходить вокруг пациента) — обращаем внимание на симметрию, опухоль, отеки, изменения на коже.
  2. Оценка объема активных движений. При этом оцениваем, что происходит. К примеру, при сгибании ноги на 30° боль усилилась — признак.
  3. Оценка пассивных движений (физиологических и дополнительных). Сравниваем амплитуды движений с двух сторон.
  4. Пальпация тканей в месте боли с оценкой качества тканей.
  5. Специальные тесты (в том числе неврологические).

Для дальнейшего описания системы необходимо уточнить некоторые важные понятия. Итак, пассивное движение — это движение, которое врач выполняет над пациентом. Пассивное физиологическое движение — то движение, которое сам пациент может выполнить. Пассивное дополнительное движение — навязанное — то, которое сам пациент сделать не может.

После осмотра пациента наступает момент принятия решения о способе лечения пациента. Главное при выборе техники — оценить пассивное движение, которое позволит облегчить боль. Нужно также решить вопрос о ритме и амплитуде движения. Ограничений по количеству техник нет.

Лечение

Основные принципы лечения [Nelinger G., 2006]:

  1. Положение врача — стоя, и должно быть близко к телу, движение не должно выполняться пальцами — работа осуществляется только телом врача (руки ощущают, тело — работает).
  2. Положение пациента — лежа, близко к врачу. Можно использовать подушки, валики.
  3. Положение рук врача — близко к пораженному суставу. Захват устойчивый и крепкий с большой площадью касания. Не давить и не убирать руку во время лечения. Очень точное направление воздействия. Очень медленный ритм.
  4. При ограничении в суставе движение должно выполняться быстро. При боли — медленно. При онемении, ограничении подвижности — быстро. Обращать внимание на степень подвижности.
  5. Время выполнения техники — в пассивных техниках время от 10 с до 3 мин. Чем сильнее боль, тем меньше по времени врач должен работать. Лучше повторить технику несколько раз с перерывом в 1 мин.
  6. Следует определить степень реагирования пациента. Это важно знать для предотвращения осложнений после лечения. Для этого нужно понять, какую и сколько работы пациент должен сделать, чтобы боль усилилась до максимума? Пациент должен дать оценку боли по шкале от 0 до 10. Сколько времени, по его мнению, должно пройти, чтобы боль прекратилась?

Уровни подвижности

  1. движения небольшой амплитуды, выполняемые при небольшом отступлении от исходного положения;
  2. движения большой амплитуды, выполняемые внутри данного .объема движения, но не доходящие до его пределов;
  3. движения также большой амплитуды, при выполнении которых достигаются крайние пределы возможного объема движений;
  4. движения небольшой амплитуды, выполняемые вблизи крайних пределов возможного объема движений.

Эти уровни могут быть изображены схематически на фоне линии (рис. 89, а), представляющей объем движений от исходного положения (или положения покоя) до предела. Эта линия может быть показательной для любого выбранного движения, и хотя предел объема движений всегда один и тот же, исходное положение может быть выбрано любое. Например, о ротации легче всего судить при исходном положении, когда лицо смотрит вперед. Конечное положение будет при полном повороте лица назад. Стрелками, помеченными для каждого уровня (рис. 89, б), отражаются амплитуды каждого движения и положение, которое оно занимает в пределах объема движений. При патологическом ограничении объема движений объем движений каждого уровня также ограничивается (рис. 89, в).

Рис. 89. Схематическое изображение уровней подвижности (описание в тексте)

Рис. 89. Схематическое изображение уровней подвижности (описание в тексте)

Обучение контролю за плавностью движений в I уровне так же важно, как и обучение контролю за равномерностью ритма в уровнях II и III, эти уровни имеют гораздо большее значение, чем IV. Ритмические пружинирующие движения выполняются в течение 20 или более секунд за один подход.

Работа с уровнями I и II.

Пациент лежит в удобном положении, имеет минимальное число симптомов. Лечение — аккуратное и короткое по времени. Пристальное внимание в ходе работы.

Работа с уровнями III и IV.

Выполняется техника, которая может вызвать боль, а потом снижает боль. Виртуозная работа.

Аналитическая оценка

Клиника Причина
Симптомы Анатомия

Физиология

Признаки Патология

Биомеханика

Если есть множество причин для болевого синдрома, то хороший врач не должен тестировать все возможные структуры тела.

Врач должен обладать и аналитически использовать базовые знания (клинический опыт), когнитивное мастерство (возможность организовать и использовать поступающую информацию) и метакогнитивное мастерство.

Полезно также использовать стратегию «maximizing principals», позволяющую быстрее прийти к пониманию проблемы:

  1. Невербальная коммуникация (визуальность).
  2. Вербальная коммуникация (разговор).
  3. Спонтанная информация (пациент говорит, но не отвечает конкретно на вопрос).
  4. Уровень пациента (личностный, социальный). Каждая боль имеет отношение к самоопределению, к эмоциям.
  5. Возможность тела передавать информацию (например, «мне хочется, чтобы кто-то пришел и потянул меня за шею»).
  6. Источник проблемы:
  • воспаление;
  • механика.

Часто проблема механическая, но нередко сопровождается воспалением. Если воспаление, то следует использовать НПВП и проводить очень деликатное лечение.

7.  Диссонанс между симптомами и признаками.

В неврологии часто используются диагностические тесты SLR (поднятие выпрямленной ноги) и РКВ (разгибание ноги, лежа на животе). В лечебной системе Дж. Мэйтленда эти тесты преобразованы в лечебные техники. При этом Дж. Мэйтленд расценивает боль, онемение и парестезии как нарушение растяжимости нервной системы.

Нервная система — единый орган. Если есть изменения в одной части органа, то ответ будет во всей системе. Нервная система имеет 3 способа взаимодействия: электрический, соединительнотканный, химический.

Для центральной нервной системы особенно значима dura mater, а для периферической нервной системы — эпиневрий. Обе структуры представляют собой фасцию, со всеми ее свойствами.

При повреждении сустава происходит и повреждение нервной ткани, приводящее к нервному натяжению. При хлыстовой травме, к примеру, не всегда повреждаются позвонки, но часто есть растяжение нервной системы.