Интенсивная терапия при критических состояниях у детей с бронхолегочными заболеваниями


Чем раньше начата респираторная поддержка, тем эффективней конечный результат. Следует подчеркнуть, что само понятие острый респираторный дистресс-синдром включает в себя артериальную гипоксемию, рефрактерную к оксигенотерапии. Даже применение высоких концентраций кислорода во вдыхаемом воздухе не приводит к устранению гипоксемии.

Патофизиологическими эффектами токсического действия кислорода являются: угнетение дыхания, снижение сердечного выброса, вазодилатация легочных сосудов, повышение системного сосудистого сопротивления, угнетение эритропоэза. Данные изменения быстро обратимы и переносятся пациентами в течение короткого периода времени. На фоне длительной оксигенотерапии при повышенных концентрациях кислорода развиваются разнообразные поражения трахеобронхиального дерева: трахеобронхиты, ателектазы, бронхопульмональная дисплазия, пневмонии, поражение глаз в форме ретроленточной фиброплазии и миопии, нарушения ЦНС в форме параличей.

Трудности в лечении состоят в том, что не известны фармакологические препараты, устраняющие гипероксические состояния. Снизить токсическую концентрацию кислорода позволяют следующие методы искусственной вентиляции легких: установление адекватного положительного давления в конце вдоха (PEEP), установление постоянного положительного давления в дыхательных путях, снижение среднего давления в дыхательных путях.

У детей при угрозе нарастания артериальной гипоксемии необходимо проводить искусственную вентиляцию легких с помощью современных респираторов, позволяющих осуществлять наиболее комфортную вентиляцию с минимальной баротравмой. Оптимальным режимом в данной ситуации является принудительная искусственная вентиляция легких с положительным давлением в конце вдоха, равным 5-12 см вод. ст. Это позволяет улучшить оксигенацию за счет уменьшения спадания альвеол, снижения дыхательного объема и увеличения частоты дыхания. Отношение вдоха к выдоху составляет в этой ситуации 1:2-2,5. Концентрация кислорода во вдыхаемом воздухе подбирается в каждом случае индивидуально под контролем артерио-венозной разницы по кислороду. На этом фоне после стабилизации состояния больного необходимо решать вопросы о снижении положительного давления в конце вдоха при искусственной вентиляции легких и переводе пациента на вспомогательные виды вентиляции.

Литература
  • Альсе В.Ф., Андреев А.Г., Астамиров М.К. // Транспорт кислорода и газовый состав крови в норме и у больных, находящихся в критических состояниях. / Новости науки и техники. — Сер. Медицина. — Вып. Реаниматология и интенсивная терапия. -М., 1998. — №2.-С. 7-16.
  • Гершвин М. Бронхиальная астма. Принципы диагностики и лечения. — М., 1984
  • Гулло А., Сильвестри Л., Берло Дж. // Пациент нехирургического профиля в ОРИТ (пер. с англ, и нем.). / под ред. Э.В.Недашковского. — Архангельск Тромсе. — 1997 -С. 176-180.
  • Использование инфукола во время операций у детей / Н.А.Степанова, В.А.Красовский, С.В.Карпович, Т.Е.Табакина и др. // Сб. Мат V Конгр Педиатров России. — М., 1999. — С. 463-464.
  • Клиническая фармакология и фармакотерапия. / Рук-во для врачей /Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. — М.: Изд-во “Универсум “ — 1993. — С. 399.
  • Кукес В.Г. Клиническая фармакология. — М., 2000.
  • Лекманов А.У., Балаболкин И.И., Дорошенко А.Н. Астматическое состояние у детей: принципы диагностики и интенсивной терапии. // Детский доктор. — 2000. № 1. -С. 14-17.
  • Еренков В.А. Неотложная помощь в педиатрии.//Справочник. — Кишинев, 1988. — С. 304. Малышев В.Д. Интенсивная терапия. — М., 1997. — С. 33.
  • Молчанов И.В., Серов В.Н., Михельсон В.А. и др. ИНФУКОЛ ГЭК плазмозамещающий раствор на основе гидроксиэтилированного крахмала второго поколения. Экономические аспекты современной инфузионно-трансфузионной терапии. // Вестник службы крови России. -1999. — №4. — С. 11-21.
  • Морган Дж. Э. — мл., Михаил М. С. Клиническая анестезиология. / Кн.2., пер. с англ. — СПб.: Изд-во БИНОМ, Невский Диалект. — 2000. — С. 366.
  • Николаенко Э.М. Использование добутамина при лечении больных в критических состояниях (часть 1). //Вести, интенс. терапии. — 1997.-X» 1,2. — С. 18-24. Николаенко Э.М. Использование добутамина при лечении больных в критических состояниях (часть 2). // Вести, интенс. терапии. — 1997. — Кв 3. — С. 14 — 16. Папаян А.В., Цыбулькин Э.К. Острые токсикозы в раннем детском возрасте. Л.: Медицина. — 1984. — С. 232.
  • Патофизиологические механизмы нарушений доставки, потребления и экстракции кислорода при критических состояниях. Методы их интенсивной терапии. / В.Ф.Альес, Н.Л.Степанова, О.А.Гольдина, Ю.В.Горбачевский // Вести. Интенс. терапии. — 1998.- №4. — С. 8-12.
  • Греф Дж. (ред) Педиатрия (пер. с англ.). — М.: Практика. — 1997. — С. 912.
  • Ражев С.В., Степаненко С.М., Сидоров В.А. // Лекарственные препараты в детской анестезиологии и интенсивной терапии (для детских анестезиологов-реанимато-логов) под ред. В.А. Михельсона. — Медицинский информац. Центр ‘‘ИнтерМед-Лайн”. 1997.
  • Рябов Г.А. Синдромы критических состояний. — М.: Медицина — 1994. — С. 368. Справочник Видаль. Лекарственные препараты в России. — М., 2001.
  • Степанова Н.А., Альес В.Ф., Смирнова С.Е. и др. Применение 6% раствора гидро-ксиэтилполисахарида во время операций у детей с тяжелой хирургической патологией. // Вести, интенс. терапии. — 1997. — №4. — С. 51-53.
  • Саладино Р., Мак-Манус М. Неотложные состояния. В кн.:Педиатрия /под ред. Дж.
  • Грефа, (пер. с англ.). — М.: Практика. — 1997. — С. 67-133.
  • Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. — М., 1985.
  • Шамбах X. Гормонотерапия. — М., 1988.
  • Энциклопедия лекарств // Регистр лекарственных средств России. — изд. 8. — М., 2001. -С. 1504.
  • Rodriguez-Roisin R.,Ballester Е., Roca J. et al. Mechanisms of hypoxemia in patients with status asthmaticus requiring mechanical ventilation. // Am. Rev Respir Dis. — 1989. -139 — p. 732-739.
  • Stoelting R.K. Pharmacology and Physiology in Anesthetic Practice (2nd ed.). Lippincott. — 1991
  • West J.B. Respiratory Physiology (4 th ed.). — Williams & Wilkins. — 1990.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.