Социальное тревожное расстройство (СТР)


Несмотря на то, что социофобия как заболевание, требующее лечения, известна достаточно давно, интерес к этому расстройству в последнее время только возрастает. СТР является заболеванием, характеризующимся стойким страхом негативной оценки окружающих, в результате чего возникает чрезмерный и дезадаптивный страх неудачи и унижения. Стереотипно возникающие ситуации такого рода приводят к выраженной тревоге, избегающему поведению и, как следствие, снижению социального функционирования и депрессии. СТР сочетается не только с другими тревожными и депрессивными расстройствами, но и с различного рода зависимостями от психоактивных веществ. Как и в случае с другими ТР при лечении СТР эффективны фармакотерапия, психотерапия и особенно их комбинация. Характер СТР предполагает возможность эффективного применения у таких пациентов психотерапевтической и психологической помощи (Marshall J., 1992). Как для других расстройств тревожного спектра СИОЗС считаются препаратами первого выбора при СТР. Многочисленные сравнительные и плацебо-контролированные исследования убедительно подтверждают эффективность флувоксамина (Stein М. et al., 1999), пароксетина (Stein D. et al., 2001; Liebowitz M. et al., 2002), сертралина (Liebowitz M. et al., 2003), циталопрама (Schneier F. et al., 2003) и эсциталопрама (Kasper S., 2002). Доказана также эффективность венлафаксина. Так, многоцентровое, рандомизированное, двойное слепое, плацебо контролируемое исследование в гибких дозах венлафаксина-XR показало его превосходство по сравнению с плацебо у больных с СТР (Baldwin D. et al., 2004). Несколько многоцентровых плацебо-контролируемых исследований обратимого ИМАО моклобемида нашли его эффективность незначительной (Schneier F. et al., 1998).

Для краткосрочного лечения СТР высокоэффективны БД (Jefferson J., 2001). Так, клоназепам превосходил в РКИ плацебо (Davidson J. et al., 1993). Неожиданные результаты одного из сравнительных исследований показали, что комбинация пароксетина и клоназепама при СТР не продемонстрировала более быстрой редукции симптоматики по сравнению с пароксетином и плацебо, однако эта комбинация обнаружила тенденцию к лучшим исходам, чем пароксетин и плацебо (Seedat S. et al., 2004). Несмотря на высокую (сопоставимую с СИОЗС) эффективность БД при СТР, при их применении часто возникают когнитивные побочные эффекты, есть вероятность возникновения зависимости, кроме того, достаточно высок риск рецидива после их отмены (Connor К. et al., 1998).

Прегабалин в дозе 600 мг/сут был более эффективен при терапии СТР, чем прегабалин в дозе 150 мг/сут или плацебо (Feltner D. et al., 2000, Pande A. et al., 2004). Также было показано, что габапентин (Pande A. et al., 1999) эффективен при СТР.

СТР — это хроническое заболевание и требует длительного лечения. В настоящее время принято считать, что длительность лечения должна составлять не менее 12 месяцев. С этой целью прежде всего рекомендованы венлафаксин, СИОЗС и моклобемид. Существуют несколько исследований, в которых при лечении СТР обнаружено превосходство КБТ по сравнению с „психологическим плацебо’1 (Cottraux J. et al., 2005). Однако некоторые исследования не подтверждают преимущества психотерапии, что указывает как на необходимость совершенствования форм оказания психотерапевтической помощи, так и на наличие когорты пациентов, курация которых невозможна без психофармакотерапии.