Воспринимая окружающий мир, его явления и предметы в бесконечном многообразии их формы, цвета и величины, человек не остается пассивным созерцателем. Восприятие этих объектов внешнего мира, сложнейших ситуаций, включающих межлюдские отношения, так же, как и внутренних ощущений собственного тела, сопровождается особым отношением человека к этим объектам и событиям, его определенной субъективной реакцией. Такого рода субъективное отношение человека может быть различным — положительным или отрицательным — в зависимости от характера раздражителя, ситуации. Эти переживания называются чувствами. Таким образом, под чувствами понимается субъективное отношение человека к воспринимаемым им предметам и явлениям, отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению его потребностей.
Чувства, как одна из форм непосредственного познания, характеризуются рядом особенностей. Прежде всего чувствам свойственна полярность: приятное — неприятное, радость — грусть, веселье — печаль и т. д. Для понимания природы чувств необходимо учитывать такие их свойства, как возбужденность — успокоенность, напряженность — разрядка, которые тоже подчеркивают полярность их качеств.
Эмоции (чувства) являются формой непосредственного, чувственного познания окружающего и в этом отношении они могут как-то сопоставляться с другими формами чувственного познания, например, с восприятием или представлением. Однако этой принадлежностью тех и других к чувственному познанию их сходство и ограничивается. Восприятие и представление есть наглядные, образные формы познания, так как их содержанием являются чувственные образы предметов и явлений. Эмоции же, будучи чувственными, лишены наглядности, они не являются образами предметов внешнего мира. Содержанием чувств, в отличие от этого, является субъективное состояние воспринимающего мир человека, индивида. Это субъективное состояние характеризуется не образностью, а целостной реакцией всего организма, основывающейся на многообразных изменениях в различных тканях и органах, вообще во внутренней среде организма. Соответствующие экспериментальные исследования показали, что у человека в момент достаточно сильной эмоции наблюдаются изменения частоты сердечных сокращений, ритма и амплитуды дыхания, уровня артериального давления, насыщения крови кислородом, гормональной активности, интенсивности обменных процессов и другие вегетативно-метаболические сдвиги, сочетающиеся с соответствующими двигательными реакциями и придающие последним неповторимые и своеобразные оттенки (мимика и пантомимика). Именно благодаря таким многообразным изменениям чувства переживаются как целостные реакции всего организма, усиливающие или ослабляющие возможности его деятельности, в чем и заключается их приспособительное значение.
В зависимости от потребностей, в связи с которыми они возникают, все чувства человека делятся на низшие и высшие.
Низшие чувства возникают у человека в связи с переживанием и удовлетворением его инстинктивных потребностей. Это те чувства, которыми сопровождаются самозащитный, пищевой, половой и другие инстинкты. На заре человечества низшие чувства имели большое приспособительное значение, тогда как в настоящее время их удельный вес в общей приспособительной деятельности человека существенно упал, а формы проявления видоизменились. Естественно, что и у современного человека биологическая безусловно-рефлекторная природа таких чувств не вызывает сомнений, однако формы проявления их (по сравнению с нашим первобытным предком) изменились до неузнаваемости. Могучее чувство голода одинаково охватывает существо современного человека — члена цивилизованного общества, как оно целиком овладевало и нашим далеким предком, жившим много тысячелетий назад. Однако, если последний немедленно утолял голод почти сырым мясом и в любых условиях, то современному человеку для этого необходимо немало условий. Он может принимать пищу лишь в определенное время, чистыми руками, с помощью ножа и вилки и т. п.; он требует, чтобы пища и вся обстановка еды имели надлежащий вид, удовлетворяли его эстетическим потребностям. Лишь при соблюдении этих условий происходит удовлетворение чувства голода, этой низшей эмоции. То же можно сказать и про остальные низшие чувства человека и формы их удовлетворения. Этот пример показывает, что, сохраняя безусловно свою биологическую природу, низшие чувства человека коренным образом видоизменились, усложнились благодаря общественному образу жизни человека. Сохранив определенное приспособительное значение, более узкое, чем у наших далеких предков, эти чувства видоизменились благодаря многотысячелетней социальной шлифовке. Физиологическим механизмом низших чувств, как уже говорилось, являются сложно-безусловные рефлексы, переключающиеся на подкорковом уровне.
В отличие от этого, высшие чувства возникают у человека в связи со сложными морально-этическими, эстетическими и интеллектуальными потребностями. Если низшие чувства имеются как у человека, так и у животных, то высшие чувства присущи только человеку, это специфически человеческие чувства, так как в фило- и онтогенезе они формировались в рамках сознания наряду с мышлением, волей и другими формами сознания. Сюда относятся такие сложные эмоции, как чувство долга, патриотизма, солидарности, морально-этические, эстетические, интеллектуальные (любознательность, стремление к истине) и др. Эти чувства исторически возникали по мере формирования человеческого сознания, т. е. обязательно в условиях общественно-трудовых отношений и, таким образом, являются результатом социальных отношений, социального развития человечества. Хорошо известно, сколь велика сила таких высших чувств современного человека, как чувство общественного долга, патриотизм — любовь к родине, морально-этические, эстетические и интеллектуальные чувства, каким глубоким стимулом к деятельности они являются, способствуя наилучшему выполнению своего рабочего и воинского долга и проявлениям замечательного душевного энтузиазма, как украшают и облагораживают человека. И, тем не менее, только внешнее знакомство, восприятие таких чувств может создать впечатление об их первичности как стимулов человеческой деятельности. В действительности же любое из этих чувств исторически сложилось, сформировалось в результате определенных соответствующих общественных отношений, как следствие этих социальных потребностей человека. Так, чувство солидарности возникло в связи с такой социальной потребностью человека, как заинтересованность его в общем деле, в успехе общего дела; эстетические чувства — в результате развития народного творчества, искусства; интеллектуальные — в связи с появлением и развитием теоретической деятельности. Лишь возникнув в процессе формирования сознания в результате сложных социальных отношений, высшие чувства затем уже сами становятся сильнейшим стимулом человеческой деятельности. Естественно, что высшие чувства тесно связаны с низшими чувствами и с инстинктами, они как бы вырастают из биологических «недр» последних. Однако они связаны с работой уже самых высших отделов головного мозга, с корой больших полушарий, с ее второй сигнальной системой.
Чувства человека определяются включенностью его в реальную жизнь, в конкретные социальные отношения. В зависимости от характера внешнего стимула, раздражителя, воздействующего на человека, и общего эмоционального фона его эмоция будет либо приятной, радостной, либо неприятной с оттенком тревоги или грусти; либо напряженной, возбужденной, либо с оттенком разрядки и успокоенности. Таких «частных» эмоций на подобные конкретные события текущей жизни за один день может быть множество, но как реакция на данное событие они непродолжительны и поочередно следуют одна за другой. Такого рода эмоциональные переживания квалифицируются как проявления аффективности. В отличие от этого настроение характеризуется относительной устойчивостью. И вместе с тем оно не есть конкретная реакция на данный раздражитель. Это — общий эмоциональный фон, который создается тем множеством «частных» эмоций, наслаивающихся друг на друга и взаимодействующих между собой. Таким образом, настроение — это общий эмоциональный фон, более или менее длительная установка чувств, своеобразная их равнодействующая. Для настроения (в норме) характерна зависимость его от главных доминирующих интересов личности и поэтому достаточно сильные стимулы, касающиеся важных установок и интересов личности, могут влиять на настроение, заметно меняя его. Однако чаще такая «заинтересованность» доминирующих интересов и установок ускользает от внимания субъекта и потому сдвиг его настроения в ту или другую сторону остается для него непонятным и не поддается его волевому усилию. В течение дня настроение у человека может измениться неоднократно. Впрочем, существуют также и субъекты, почти всегда находящиеся в хорошем настроении, добром расположении духа, которые даже неприятные вести встречают скорее с удивлением, нежели с огорчением (оптимисты). Другие же, напротив, через всю жизнь проносят пониженный фон настроения и даже приятные сообщения встречают с разочарованием и вроде бы с легкой грустью (пессимисты).
Одной из форм аффективности является аффект (физиологический аффект). Под аффектом понимается кратковременное сильное чувство, завершающееся интенсивной двигательной реакцией на раздражитель. Эта форма эмоциональных реакций человека наблюдается в условиях незаслуженного внезапного оскорбления, потрясения или является «острым» результатом длительно накапливающейся эмоциональности (например, при повседневном, постоянном притеснении человека и унижении его достоинства). Физиологический аффект имеет большое судебно-психиатрическое значение, поскольку бывает частой причиной преступлений (вплоть до убийства) и его приходится дифференцировать от аффекта патологического (влечет за собой заключение о невменяемости). При физиологическом же аффекте сохраняется память и понимание смысла своих действий, т. е. психологически понятная связь их с раздражителем, что дает основание для заключения о вменяемости. Однако с точки зрения юридической физиологический аффект (сильное душевное волнение) оценивается как смягчающее вину обстоятельство.
У взрослого психически здорового человека с хорошо развитыми высшими чувствами высшие и низшие эмоции находятся в сложных субординационных отношениях. Обычно все низшие эмоции человека находятся под полным контролем высших чувств. Хорошо известно неодолимое чувство общественного долга при выполнении человеком служебных обязанностей в труднейших, порой опасных для него условиях; чувство патриотизма — великой любви к Родине, перед которым отступает даже самый сильный из инстинктов — самозащитный инстинкт; или неукротимая жажда познания, движимые которой великие умы прошлого утверждали истину, сгорая на кострах инквизиции. Такое безусловное могущество высших чувств по отношению к низшим вполне вытекает из их физиологической природы, так как низшие чувства приурочены к подкорковым структурам мозга, тогда как высшие сосредоточены в коре головного мозга, во второй сигнальной системе с ее сложнейшими обобщающими функциями, регулирующими поведение человека.
Однако при патологических состояниях, при различных психических заболеваниях наблюдается нарушение сложных субординационных отношений между высшими и низшими чувствами с высвобождением последних из-под регулирующего влияния первых. Это может быть связано как с временными динамическими нарушениями нейродинамики с развитием интенсивного безусловного торможения в коре, например, сильнейшие витальные аффекты (при циркулярной депрессии) и тревоги (при гипертоническом психозе), так и с движением ослабоумливающего органически-деструктивного процесса в головном мозге (например, патологическое усиление пищевого и полового инстинктов при сосудистых и старческих деменциях). В обоих случаях временно или постоянно, частично или тотально как бы снимаются высшие чувства и высвобожденные из-под их контроля и ничем неумеряемые низшие эмоции определяют поведение больного.
Все относящиеся сюда симптомы могут проявляться либо как особенности эмоционального реагирования на ту или иную конкретную ситуацию (расстройства эффективности), либо как проявления болезненных сдвигов настроения.