Предисловие


Нам часто приходится вести корабль нашей терапии между мелями трусости и скалами безрассудства Б.Е.Вотчал.

Проблемы клинической фармакотерапии привлекают пристальное внимание педиатров.На всех съездах и конференциях детских врачей России, проведенных в последние годы, целые заседания посвящались лекарственной терапии при различных заболеваниях у детей. В сентябре 2000 г. была проведена научно-практическая конференция педиатров России “Фармакотерапия и фармакогенетика в педиатрии”. 

В программах ежегодных национальных конгрессов по болезням органов дыхания, “Человек и лекарство” широко представлены педиатрические симпозиумы, на которых обсуждаются проблемы клинической фармакотерапии. В последние годы вышел в свет ряд справочных пособий по лекарственной терапии у детей.

Московский Научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ осуществляет в 2002-2003 гг. издание многотомного руководства по фармакотерапии в педиатрии под общей редакцией академика РАМН, профессора В.А.Таболина и профессора А.Д.Царегородцева.

Настоящая книга, посвященная фармакотерапии в пульмонологии детского возраста, является одним из томов этого издания. Она предназначена для практикующих педиатров. В книге освещен клинический опыт, накопленный в целом ряде авторитетных педиатрических пульмонологических клиник нашей страны. Здесь нашли свое отражение и данные мировой литературы последних лет, посвященные фармакотерапии при пульмонологических заболеваниях у детей.

Успехи лекарственной терапии способствуют прогрессу всех направлений клинической медицины, в том числе — педиатрической пульмонологии. Пульмонологические заболевания включают, как известно, большое число нозологических форм. В современных условиях нозологический диагноз должен формулироваться согласно “Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем” 10-го пересмотра. Министерство здравоохранения РФ обязало все органы и учреждения здравоохранения использовать ее в своей работе. На основе установленного диагноза, естественно, определяется и лечебная тактика врача. Как справедливо подчеркнули А.Г.Чучалин и соавт. (2000), диагностический и лечебный процесс представляют единое целое.

В обращении к участникам VIII Российского национального конгресса “Человек и лекарство”, прошедшего в апреле 2001 г. в Москве, М.Д.Машковский отметил: “Создание современного арсенала лекарственных средств и научной фармакотерапии — это в основном достижения XX века”. И далее: “Для лечения одного и того же заболевания могут быть использованы лекарства различных фармакологических групп, а каждая фармакологическая группа включает, как правило, ряд препаратов. Чтобы выбрать нужный препарат, необходимо знать его фармакологические, токсикологические и другие параметры”. Считают, что основой и неотъемлемой частью современной фармакотерапии является клиническая фармакология [В.А.Гусель, И.В. Макарова, 1989].

Клиническая фармакология — новый, быстро развивающийся в последние десятилетия раздел медицинской науки, основными задачами которого является изучение фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств, определение показаний к их назначению [Ю.Б.Белоусов и соавт., 1993].

Здесь нельзя не подчеркнуть, что под термином клиническая фармакология Б.Е.Вотчал понимал “фармакологическое мышление у постели больного”. Это было отмечено в его “Очерках клинической фармакологии” (1963). Иными словами, выбор фармакологических назначений должен определяться клинической ситуацией, которая является при этом приоритетным фактором. Только такой подход к тактике фармакотерапии может быть эффективным и результативным. Врачу надо постоянно помнить слова Д.Д.Плетнева, в свое время писавшего, что “если больному не помогает научно мыслящий врач, он идет к знахарю, чародею”.

В настоящей книге ее читатель — детский врач — сможет ознакомиться с общими проблемами клинической фармакологии в педиатрии, лекарственной терапией в неонатальной пульмонологии, современными принципами антибиотикотерапии, ее оптимизации, использованием современных интерферонов, муколитиков, противокашлевых препаратов при болезнях легких у детей. В книге нашли свое место сведения о фармакотерапии при бронхитах, бронхоэктазии, облитерирующем бронхиолите, грибковых заболеваниях легких, легочной форме муковисцидоза, хроническом легочном сердце и легочной гипертензии. Большое внимание в книге уделено лекарственной терапии при бронхиальной астме у детей — применению бета-адреномиметических, холинолитических препаратов, антигистаминных средств, стабилизаторов мембран тучных клеток, антагонистов лейкотриенов, аденозинергических препаратов, ингаляционных и системных кортикостероидов.

Одна из глав книги посвящена медикаментозному лечению детей, больных туберкулезом легких. Мы сочли целесообразным поместить в книге и раздел, посвященный фармакотерапии при критических состояниях больных.

Следует отметить, что в создании этой книги приняли участие специалисты, работающие в различных учреждениях страны. В их числе — Научный центр акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, кафедра детских болезней Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, НИИ антибактериальной терапии и кафедра клинической фармакологии Смоленской государственной медицинской академии, кафедра педиатрии Российской медицинской академии последипломного образования, НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф.Гамалеи РАМН, НИИ пульмонологии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. акад. И.П.Павлова, Владимирский филиал Ивановской государственной медицинской академии, Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф.Владимирского, НИИ фтизиопульмонологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, институт медицинской микологии им. П.Н.Кашкина Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, Московский НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ.

В своей прекрасной монографии “Очерки современной клинической терапии” И.А.Кассирский и Ю.Л.Милевская (1970) писали:

“Лечение — самый сложный процесс в медицине”.

С этим положением нельзя не согласиться и сегодня. На наш взгляд, правомерно утверждение тех клиницистов, которые считают, что при проведении фармакотерапии должен преобладать здоровый консерватизм, логичность клинического мышления, а не схемы и сиюминутные лечебные моды и увлечения. Однако, это суждение ни в какой мере не означает, что следует всегда оставаться на старых терапевтических позициях, не продвигаясь вперед по пути серьезных поисков новых видов и способов лекарственного лечения.

В адекватном выборе фармакотерапевтических назначений большую роль играет личный опыт и ответственность врача. Ведь любые терапевтические рекомендации являются лишь рекомендациями, а выбор остается за лечащим врачом. И здесь уместно привести слова Е.И.Чазова, который в “Очерках диагностики” (1988) писал:

“ И как бы ни хороши были руководства, мы черпаем нашу врачебную истину из жизни”.

Написание этой книги потребовало большого труда ее авторов и редакторов, которые выражают надежду, что она поможет практикующему врачу правильно выбрать и рационально применить современные лекарственные средства при лечении детей, страдающих бронхолегочными заболеваниями. А завершить предисловие я хочу словами, принадлежащими известному немецкому драматургу и писателю Бертольду Брехту: “Недостаточно быть врачом, нужно уметь еще лечить”.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации профессор С. Ю. Каганов.