Иммунологическое звено патогенеза


Неспецифическая иммунологическая защита организма или общая иммунологическая реактивность (ОИР по В. И. Иофе), в частности — по показателю реакции связывания комплемента — исследовалась Г. И. Плессо (1941), О. В. Кербиковым (1958, 1960) и др. Общее впечатление о снижении ее при психозах (в частности — при шизофрении) в последующем было уточнено: при одних психозах она может быть снижена, а при других повышена.

В последующие десятилетия более преспективным оказалось изучение специфической к нейроантигенам иммунологической реактивности. Речь идет о возникновении под влиянием инфекционных, токсических, радиационных и травматических повреждающих факторов мозговых антигенов, к которым образуются соответствующие антитела. При неблагоприятно складывающихся в организме физиологических условиях между этими мозговыми антигенами и аутоантителами происходит повреждающее нервную систему взаимодействие. Такую специфическую к нейроантигенам иммунопатологическую реактивность стали рассматривать как важный патогенетический механизм эндогенных психозов, в частности — шизофрении, а саму шизофрению — трактовать как аутоиммунное заболевание. Действительно, исследованиями ряда авторов было показано, что при шизофрении в крови больных обнаруживаются нейроантигены и антитела к мозговой ткани [Кузнецова Н. И., Семенов С. Ф., 1961; Семенов С. Ф., Вартанян М. Е., 1968, и др.]. Подробное изучение клеточного иммунитета при шизофрении выявило определенное ослабление пролиферативной активности Т-лимфоцитов в ответ на неспецифические стимуляторы (фитогемагглютинин, конканвален А). Далее было установлено несомненное повышение антитимоцитарной активности сыворотки крови больных шизофренией по сравнению с таковой у здоровых [Лурия Е. А., Домашнева И. В., 1973].

Все это как бы предрасполагает к выводу об очевидной патогенетической роли иммунологических нарушений при психозах, в частности — при шизофрении. Однако сходные данные были обнаружены и при иных, в частности — органических и инволюционных психозах. Как указывает М. Е. Вартанян (1983), возможны три основных вида доказательств причинной связи иммунологических проявлений с патогенезом болезни: снятие симптомов болезни воздействием на иммунологические механизмы; наличие иммунологических маркеров диагностического значения и наличие клинико-иммунологических корреляций. Первое и второе положения отпадают, как недостигаемые на путях иммунологических исследований. Но и надежды на клинико-иммунологические корреляции, к сожалению, не оправдываются. Так, в упомянутых работах Е. А. Лурия и И. В. Домашневой подчеркивается отсутствие корреляции, связи между клиническими проявлениями болезни и уровнем антитимоцитарной активности сыворотки крови больных шизофренией. Остается открытым и вопрос, имеется ли при шизофрении достоверный дефицит Т-клеточной системы иммунитета.

Как считает М. Е. Вартанян (1983), при строго научном подходе к оценке всей совокупности данных относить шизофрению, эпилепсию и ряд других психозов к аутоиммунным заболеваниям на основании обнаружения в крови больных нейроантигенов и антител к мозговой ткани нет достаточных оснований. Правильнее говорить в этих случаях, как в свое время указывал О. В. Кербиков (1958, 1960), лишь о психических болезнях, сопровождающихся аутоиммунными реакциями.