Представления о синергизме клозапина и ЭСТ наиболее подробно описаны М Fink (2001). Он выделяет два физиологических аспекта. Первый аспект связан со способностью клозапина снижать судорожный порог и даже спонтанно вызывать припадки и судорожную активность на ЭЭГ. Это свойство клозапина позволило некоторым авторам (Stevens J., 1995) предположить, что в основе терапевтического действия клозапина лежит возрастающая возбудимость подкорковых областей мозга.
Представления о синергизме клозапина и ЭСТ наиболее подробно описаны М Fink (2001). Он выделяет два физиологических аспекта. Первый аспект связан со способностью клозапина снижать судорожный порог и даже спонтанно вызывать припадки и судорожную активность на ЭЭГ. Это свойство клозапина позволило некоторым авторам (Stevens J., 1995) предположить, что в основе терапевтического действия клозапина лежит возрастающая возбудимость подкорковых областей мозга. Эта идея вполне укладывалась в концепцию Meduna об антагонизме припадка и психоза. Исследования ЭЭГ у больных с эпилептическими психозами привели к выявлению «вынужденной» или «парадоксальной» нормализации (Wolf Р, Trimble MR., 1985; Pakalnis A. et al., 1987; Trimble M. 1999), представляющей собой связь между развитием психоза и нормализацией картины ЭЭГ.
При снижении доз антиконвульсантов у таких пациентов припадки возобновлялись, однако психическое состояние улучшалось. По данным некоторых авторов, эта закономерность прослеживается и при проведении ЭСТ — у пациентов, у которых не удается получить высоких степеней замедления ЭЭГ, не удается получить и клинического улучшения (Sackeim Н. et al., 1996). Более того, связь между клиническим улучшением и появлением аномалий ЭЭГ в виде пароксизмальной активности описана при терапии клозапином (Risby Е. et al., 1995). Вторым физиологическим аспектом, который может объяснить, как реализуется потенцирующий эффект ЭСТ, являются изменения в гемато-энцефалическом барьере (ГЭБ), которые вызываются судорожными приступами. ГЭБ предотвращает проникновение многих «больших» молекул из сосудистого русла в церебральный сектор. ЭСТ, однако, изменяет ГЭБ, повышая проникновение в ЦНС таких соединений. В то время как влияние единичного пароксизма на ГЭБ непродолжительно, повторяющиеся процедуры обеспечивают, возможно, более стойкое повышение проницаемости ГЭБ и повышение концентрации клозапина в тканях мозга.
Эти два физиологических фактора позволили сделать М. Fink (2001) следующее предположение. Клозапин и ЭСТ приводят к изменениям на ЭЭГ, которые ассоциированы с редукцией симптомов психоза. Изменения ГЭБ, вызванные ЭСТ, вероятно, позволяют увеличить концентрацию клозапина в мозговых структурах, не вызывая системных побочных эффектов (Kupchik М. et al., 2000). Наслоение эффектов повышения судорожной активности с изменениями ГЭБ (ведущим к увеличению концентрации клозапина в мозге) способствует усилению действия клозапина на ЦНС. Таким образом, речь идет о своеобразном синергизме при комбинированном применении клозапина и ЭСТ при резистентной шизофрении.