Целью настоящего исследования было сравнение влияния ЭСТ и цТМС на качество когнитивного функционирования в ходе их применения у больных терапевтически резистентными депрессиями. Было показано, что применение ЭСТ и цТМС позволяет добиться значительного положительного эффекта в 65% и 55% случаев соответственно. Воздействие цТМС на когнитивные функции пациентов выражается в отчетливом преобладании позитивных сдвигов по всем основным показателям внимания и памяти. Отмечено статистически значимое улучшение таких показателей, как распределение внимания, зрительная память, устойчивость рабочей слухоречевой памяти. В группе больных, где применялась ЭСТ, присутствуют тенденции как к улучшению, так и к ухудшению уровня когнитивного функционирования.
Помимо роста общей заболеваемости депрессиями в популяции (Frances А., 1998), важной клинической проблемой является рост частоты случаев хронификации депрессивных состояний (Вовин Р.Я., Аксенова И.0,1982; Мосолов С. Н., 2002; Смулевич А. Б., 2002; Frances A., Donovan S., 1998). В исследованиях показано, что в 40% случаев состояние заболевших депрессией через год по-прежнему отвечает критериям депрессии, в 20 % депрессивный эпизод продолжается более 2 лет и в 17 % случаев депрессия продолжается в течение всей жизни (Смулевич А. Б., 2002). Несмотря на успехи в фармакологическом лечении депрессии, число терапевтически резистентных пациентов остается стабильным и не снижается (Мосолов С. Н., 2002).
Эта группа пациентов нуждается в дальнейшем изучении и поиске адекватных методов преодоления резистентности.
Альтернативным нелекарственным методом лечения резистентных депрессий является электросудорожная терапия (ЭСТ), эффективность которой доказана в многочисленных исследованиях (Lisanby S. H. et al., 2000; Sacheim H. A. et al., 2000). Одним из ограничений применения ЭСТ является риск развития когнитивных расстройств, которые могут сохраняться в течение нескольких месяцев после окончания курса терапии (Lisanby S. Н. et al., 2000).
Транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС), в отличие от ЭСТ, оказывает локальное воздействие на мозговые структуры без широкой генерализации токов индуктивности на прилегающие области, что обеспечивает высокий уровень безопасности данного вида лечения. В большом числе исследований показана эффективность ТМС при депрессиях, в том числе и при резистентных состояниях (Martin J. L., 2003). При этом после курса ТМС не наблюдалось ухудшения когнитивных нарушений (Martis В. et al., 2003; Schulze -Rauschenbach S. et al., 2005).
Вместе с тем, оценка эффективности ТМС до настоящего времени неоднозначна и в значительной степени определяется параметрами стимуляции, а также тяжестью депрессии.
Основной целью настоящей работы являлось сравнительное исследование показателей внимания и памяти у резистентных депрессивных больных и динамики этих показателей в процессе лечения методами ЭСТ и цТМС.
В исследование были включены 40 больных резистентными депрессиями. Контрольную группу для установления степени выраженности когнитивных нарушений составили 30 здоровых испытуемых соответствующего пола, возраста и образовательного уровня.
Распределение больных в группы по виду лечения осуществлялось методом рандомизации. В двух группах больные получали курс лечения методом билатеральной ЭСТ (1-я группа) и цТМС (2-я группа).
В исследование включались больные с затяжной депрессивной симптоматикой, отвечающие диагностическим критериям депрессивного эпизода умеренной или тяжелой степени по МКБ — 10, при общей длительности симптоматики не менее 4 месяцев, и неэффективности как минимум двух последовательных курсов адекватной тимоаналептической терапии препаратами с различным нейрохимическим механизмом действия. Клиническое обследование и диагностика заболевания осуществлялась врачами-психиатрами. Критерием включения являлась тяжесть депрессивной симптоматики по шкале Гамильтона не менее 20 баллов.
ЭСТ и цТМС проводились на фоне неизменной и ранее неэффективной психофармакотерапии. Курс ЭСТ составлял от 6 до 8 процедур, проводимых с использованием общей анестезии и миорелаксантов по билатеральной методике, через день. Курс цТМС состоял из 12 процедур стимуляции на левую префронтальную область, проводимых ежедневно с интенсивностью 100% от определенных для регистрации вызванных моторных потенциалов. За время одной процедуры больной получал 20 циклов стимулов частотой 15 Гц с длительностью 6 секунд и интервалами в 60 секунд между отдельными циклами. Продолжительность сеанса составляла 20 минут. Использовался магнитный стимулятор «Нейро-МС» (Нейрософт, Иваново).
Обследование проводилось в три этапа. Первая оценка проводилась до начала немедикаментозной терапии. Вторая — в середине курса терапии (после 3-4 процедуры в группе ЭСТ и после 5-6 процедуры в группе цТМС). Последнее обследование больных проводилось по окончании курса лечения.
В таблице 1 представлен комплекс использованных методик и оцениваемых показателей когнитивного функционирования. Отобранные методики позволяют исключить фактор научения в процессе многократного обследования.
Психическое состояние больных оценивалось с помощью шкалы депрессии Гамильтона и самооценочного опросника депрессии Бека.
В таблице 2 приведены клинические и социодемографические характеристики групп. По этим показателям, а также по показателям когнитивных тестов пациенты в группах ЭСТ и цТМС существенно не различались.
Результаты исследования подвергались стандартной статистической обработке с помощью программы SPSS 13.0. Межгрупповые различия рассчитывались с помощью непараметрического критерия Манна-Уитни. Оценка сдвига значений проводилась с помощью метода ANOVA и критерия Уилкоксона.
Для выявления динамики когнитивных показателей проводилось сравнение групп по частоте встречающихся улучшений — ухудшений по показателям всех методик. По каждому показателю подсчитывалось количество испытуемых (в процентном соотношении), у которых отмечено улучшение результатов, ухудшение результатов и отсутствие изменений по сравнению с уровнем фонового обследования.
Результаты исследования
Оба метода показали достаточную эффективность в лечении депрессии. Число респондеров к применяемому лечению (снижение общего балла по шкале депрессии не менее чем на 50%) составило 65% в группе ЭСТ и 50% в группе цТМС. В таблице 3 представлена динамика выраженности депрессии, оцениваемая при помощи шкалы депрессии Гамильтона и Бека. Различия в оценке редукции симптомов депрессии связаны с характером методов — экспертной или самоотчетной оценкой.
На рисунке 1 отображена динамика показателей в группе цТМС. Для удобства графического представления результаты приведены не в абсолютных показателях, а в процентах, и за 100% принят уровень здоровых испытуемых. Нижний график — профиль показателей больных перед началом лечения, средний — после окончания. Сравнивая профили больных депрессией до и после курса цТМС с профилем здоровых испытуемых, можно наблюдать динамику качества когнитивного функционирования пациентов по отношению к уровню здоровых испытуемых, и, таким образом, оценить выраженность позитивного эффекта цТМС в отношении когнитивных функций.
Улучшения разной степени выраженности встречались у большинства больных (80-85%), более чем у 55% пациентов наблюдалось улучшение результатов по всем методикам.
Следует подчеркнуть, что в абсолютных значениях эти сдвиги не столь значительны. После лечения больные резистентными депрессиями по-прежнему значимо уступают группе нормы по показателям распределения внимания, объема и устойчивости слухоречевой памяти (р<0,01) и продуктивности зрительной памяти (р<0,05). Общая конфигурация когнитивного профиля больных также сохраняется.
Наибольшей чувствительностью к действию цТМС отличались характеристики внимания — распределение и скорость протекания психических процессов, К концу курса цТМС у 80% больных отмечалось улучшение параметров активного внимания (распределение и качество концентрации), по результатам выполнения методик «Кодировка» и «Счет по Платонову”.
Менее отчетливая динамика отмечена при заполнении пробы Бурдона, у значительной части больных (85%) снизилось количество ошибок, однако показатели распределения внимания остались на уровне фона. Можно предположить, что применяемые методики, хотя и относятся к одной группе тестов длительного сосредоточения, отличаются между собой степенью нагрузки на произвольную регуляцию деятельности. Методика Бурдона более близка к оценке внимания как уровня бодрствования, активности и устойчивости нервной системы, а счет по Платонову, напротив, предъявляет требования к произвольной интеллектуальной регуляции деятельности и требует не просто переключения, но смены способа действия.
Все значимые сдвиги когнитивных показателей отмечались только к концу лечения.
Статистикой подтверждается значимое улучшение продуктивности зрительной и словесной памяти (табл. 4).
Результаты исследования динамики когнитивного функционирования в группе ЭСТ
На рисунке 2 отображена динамика показателей в группе ЭСТ. Результаты приведены не в абсолютных показателях, а в процентах, за 100% принят уровень здоровых испытуемых. Нижний график — профиль показателей больных перед началом лечения,
средний — после окончания. Сравнивая профили больных депрессией до и после курса ЭСТ, можно предположить негативное влияние терапии на различные параметры памяти и внимания. Однако нам не удалось обнаружить общей для всех испытуемых статистически значимой динамики показателей методик. Напротив, часто встречались разнонаправленные изменения с большим разбросом значений. Только в методике «Кодировка» (на графике — показатель № 1) выделилось значимое ухудшение показателей продуктивности и распределения внимания (как за 1 минуту, так и общей) к концу лечения (р<0,05).
На уровне тенденции можно говорить о преимущественно негативном влиянии ЭСТ на мнестические функции. Средние значения показателей памяти незначительно (р<0,1), но снизились: объем рабочей памяти с 7,95 до 7,20 слов; устойчивость — с 4,75 до 3,60 слов при отсроченном воспроизведении, продуктивность зрительной памяти — с 5,15 до 4,82 баллов.
Примечание: уровень группы нормы принят за 100%, показатели:
- распределение внимания, «Кодировка»
- темп психической деятельности, проба Бурдона
- качество концентрации, проба Бурдона
- распределение внимания, «Счет…»
- продуктивность зрительной памяти
- объем слухоречевой памяти
- устойчивость слухоречевой памяти
На заключительном этапе нами был проведен анализ связи динамики когнитивных функций и динамики симптомов депрессии в процессе лечения. При использовании корреляционного анализа в обследованных группах не было обнаружено связи между степенью выраженности депрессии и качеством когнитивного функционирования. Результаты исследования динамики когнитивных функций были проанализированы в подгруппах респондеров и нонреспондеров, на которые были разделены группы ЭСТ и цТМС.
В целом отмечено, что в группе, где применялась ЭСТ, снижение показателей когнитивного функционирования было одинаково представлено среди респондеров и нонреспондеров (нет достоверных различий между подгруппами) (рис. 3).
В группе ТМС при делении пациентов на респондеров и нонреспондеров также не было выявлено значимых различий в соотношении встречающихся типов динамики (рис. 4). Средние значения показателей когнитивного функционирования различаются несущественно, и значимость положительного сдвига по сравнению с данными фонового обследования подтверждается как среди pecпондеров, так и среди нонреспондеров.
Среди респондеров положительная динамика продуктивности зрительной памяти и темпа психической деятельности подтверждается на более высоком уровне значимости (р<0,001).
Таким образом, в исследуемых группах влияние терапии ЭСТ и ТМС на когнитивные функции пациентов не было связано со степенью редукции симптомов депрессии.
Данные немногочисленных катамнестических наблюдений (4 больных в группе ТМС и 2 больных в группе ЭСТ), которые были проведены в рамках данной работы, свидетельствуют о том, что спустя 4-6 недель после завершения курса цТМС стимулирующее влияние терапии продолжает сохраняться (т. е. показатели когнитивного функционирования по-прежнему превышают уровень, отмеченный перед началом лечения), однако имеется тенденция к снижению его выраженности.
Возможности сравнения респондеров с нонреспондерами в каждой группе (ЭСТ и цТМС) были ограничены малой численностью получившихся подгрупп. В целом, сравнение респондеров с нонреспондерами в обеих группах не выявило значимых различий по параметрам когнитивного функционирования. При фоновом сравнении были обнаружены различия только отношении большей выраженности симптомов тревоги и фобической тревоги среди респондеров (средний балл 1,20±0,73 и 0,88±0,41 соответственно) в группе ЭСТ по шкале SCL — 90 (р<0,05) по сравнению с нонреспондерами (0,90±0,41 и 0,73±0,56 балла соответственно) в этой группе.
Обсуждение результатов
Данные обзора многочисленных зарубежных исследований ЭСТ и ТМС, в том числе мета-анализов (Martis В. et al., 2003; Schulze -Rauschenbach S. et al., 2005), с одной стороны, позволяют ожидать достаточно предсказуемых результатов в целом в отношении изучаемых методов лечения, а с другой — диктуют необходимость точной процедуры оценки эффективности и безопасности методов терапии с учетом параметров проведения ЭСТ и ТМС.
Представленные данные свидетельствуют о высокой эффективности ЭСТ и цТМС в лечении терапевтически резистентных депрессий (ЭСТ и цТМС позволяет добиться значительного положительного эффекта в 65% и 55% случаев соответственно) при наличии существенных различий в воздействии методов на когнитивные способности пациентов.
Полученные в данной работе результаты позволяют с уверенностью утверждать, что ТМС при использованных в данном случае параметрах стимуляции не только не обладает негативным воздействием, но и оказывает стимулирующий прокогнитивный эффект на показатели памяти и внимания у пациентов. Улучшение когнитивных показателей разной степени выраженности встречалось у 80% больных, статистически значимо улучшались распределение внимания, скорость протекания психических процессов, продуктивность зрительной памяти и устойчивость слухоречевой памяти. Следует отметить, что в абсолютных значениях эти улучшения были не столь значительны, и после курса цТМС пациенты по-прежнему существенно уступали здоровым испытуемым по уровню когнитивного функционирования. Это может быть связано с неполной редукцией депрессивной симптоматики, т. к. в момент обследования, которое проводилось непосредственно после окончания курса цТМС, у пациентов еще оставались ряд симптомов депрессии. Кроме того, у данной группы пациентов были зафиксированы более низкие, по сравнению со здоровыми испытуемыми, способности к рефлексии и саморегуляции познавательной деятельности (Пуговкина О.Д., Холмогорова А. Б., 2008), что может выступать в качестве первичного когнитивного дефицита, свойственного больным терапевтически резистентными депрессиями. В некоторых зарубежных исследованиях также подтверждается улучшение когнитивных показателей у пациентов при применении ТМС (Martis В. et al., 2003), однако указаний на выраженность этих улучшений по отношению к уровню нормального когнитивного функционирования не встречается. Таким образом, в нашем исследовании этот факт зафиксирован впервые.
В группе ЭСТ не было отмечено единой для всех пациентов динамики когнитивных показателей. Несмотря на имеющиеся представления о наибольшей чувствительности мнестических характеристик к негативному воздействию ЭСТ (Lisanby S. Н. et al., 2000), нами не было обнаружено значимого снижения памяти. Из трех использованных тестов на внимание значимое ухудшение распределения внимания было отмечено только в методике «Кодировка». Корреляционный анализ показал высокую степень связи между методиками «Счет с переключением” и пробой Бурдона ( r=0,985), внешне они различаются по степени нагрузки на интеллектуальную составляющую, однако в обеих методиках отсутствует возможность выработки какой-либо субъективной стратегии регуляции концентрации и распределения внимания. Результаты выполнения методики «Кодировка» не связаны с успешностью в этих тестах ( r=0,237). Деятельность испытуемых при выполнении данного задания, помимо характеристик внимания, определяется включением дополнительных компонентов, таких как зрительно-моторные координации, рабочая образная память, а также рефлексия и саморегуляция способа деятельности выполнения задания (которые часто упоминаются в современной клинической литературе как «исполнительские способности»).
Именно эти способности оказались наиболее чувствительны к негативному воздействию ЭСТ.
Одним из ограничений проведенного исследования может быть отсутствие контрольной группы больных резистентными депрессиями с применением психофармакотерапии. Включение такой группы позволило бы более определенно относить изменение уровня когнитивного функционирования непосредственно к воздействию применяемых методов лечения, а не к вторичному проявлению изменения тяжести депрессивного состояния. Следует отметить, что в сходных по дизайну исследованиях по изучению влияния антидепрессантов на когнитивные функции больных (Аведисова А. С., Спасова С. А.,
2000) были также получены данные о том, что изменение уровня интеллектуально-мнестического функционирования не зависит от степени редукции симптомов депрессии, а значительные различия в степени «поведенческой токсичности» антидепрессантов (степени нарушения психомоторного и когнитивного функционирования) определяются механизмом действия препарата.
Одной из главных задач дальнейших исследований является также оценка изменений показателей когнитивных функций в период долечивания и ремиссии.
Литература
- Аведисова А. С., Спасова С. А. Влияние антидепрессантов на интеллектуально-мнестические функции как отражение их поведенческой токсичности//Психиатр. и психофарм., 2000, Т. 3, с. 30-34.
- Вовин Р.Я., Аксенова И. О. Затяжные депрессивные состояния. Л.: Медицина, 1982, с. 192.
- Мосолов С. Н. Резистентность к психофарамакотерапии и методы ее преодоления// Психиатр, и психофарм., 2002, Т. 4, с. 132-136.
- Пуговкина О.Д., Холмогорова А. Б. Влияние мотивационно-личностных характеристик на когнитивное функционирование у больных терапевтически резистентными депрессиями (тезисы). В сб.: Материалы российской конференции «Реализация подпрограммы «Психические расстройства» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2011 гг.)», М., 2008, с. 473.
- Савина Т. Д. Об особенностях внимания у больных шизофренией с разной степенью выраженности дефекта//Журн. невропатол. и психиатр., 1980, № 12, с. 1846-1856.
- Смулевич А. Б. Лечение резистентных затяжных эндогенных депрессий//Психиатр. и психофарм., 2002, N° 4, с. 128-132.
- Тиганов А. С. Эндогенные депрессии: вопросы классифиации и систематики//Депрессия и коморбидные расстройства/под ред. А. Б. Смулевича, М., 1997, с. 12-26.
- Frances A., Donovan S. The diagnosis of chronic depression in primary care/’WPA Bulletin on Depression, 1998, Vol. 4, p. 3-5.
- Grunhaus L. A randomized controlled comparison of ECT and TMS in severe and resistant major depression//Biol Psychiatry, 2003, Vol. 4, p. 324-331.
- Kaneko K. Effect of coil position and stimulus intensity in transcranial magnetic stimulation on human brain//Journal of Neurologic Sciences, 1997, Vol. 147, p. 155-159.
- Lisanby S.H. The effects of ECT on memory of autobiographical and public events//Arch. Gen. Psychiatry, 2000, Vol. 57, p. 580-590.
- Martin J.L. rTMS for the treatment of depression. Systematic review and meta-analysis// Br. J. Psycniatry, 2003, Vol. 182, p. 480-491.
- Martis B. Neurocognitive effects of rTMS in major depression//Clin. Neurophisiol, 2003, Vol. 116, p. 1125-1132.
- Sacheim H. Comparison bilateral and right unilateral ECT//Arch. Gen. Psychiatry, 2000, Vol. 57, p. 425-434.
- Schulze — Rauschenbach S. Distinctive neurocognitive effects of rTMS and ECT in major depression//Br. J. Psychiatry, 2005, Vol. 186, p. 410-416.